Написав две статьи об Анне Карениной и почитав, как её на все лады кроют, я задумалась: а почему тогда многим не понравился фильм Соловьева? Почему в интернете столько ругательных отзывов?
Ведь там именно такая Анна, как многие её представляют. Порочная и неумная. И Вронский плохой. А Каренин, наоборот, хороший.
Казалось бы, смотрите и радуйтесь. Всё – как вам по душе.
Выскажу свою версию.
Для чего люди смотрят экранизации классики?
Ну, во-первых, чтоб увидеть любимое произведение на экране. То есть ради интересного зрелища.
Во-вторых, они хотят открыть для себя что-то новое. Получить пищу для ума, размышлений, споров.
И вот, начинают зрители смотреть «Анну Каренину»-2009. Все в предвкушении, думают: «Ну, сейчас»…
В общем, сейчас что-то будет. Мы узнаем то, чего не знали. Поймём того, чего до сих пор не понимали…
Или, на худой конец, получим эстетическое удовольствие от просмотра.
С эстетикой сразу не задалось. Хотя интерьеры и костюмы мне нравятся. Но сами персонажи…
При взгляде на Стиву и Левина хочется воскликнуть: «М-да, укатали сивку крутые горки!» И становится грустно на душе.
А потом появляется Вронский. И зритель уже в недоумении.
Особенно когда Вронский начинает рассуждать о деревне с лаптями и мужиками, которая вспоминалась ему в скучной Ницце. Это звучит настолько фальшиво, что хочется воскликнуть: «Да ты ж не был в деревне никогда! И про Ниццу, небось, тоже врёшь»…
Кадр из фильма «Анна Каренина» 2009 год. Вронский рассуждает о русской деревне.
Сцена бала с прилюдной истерикой Кити повергает в шок…
Анна смотрит на всех с насмешкой и высокомерием…
Ну а дальше мы наблюдаем искажение и упрощение классики.
Допустим, зритель не любит и осуждает Анну Каренину. Это не означает, что он жаждет увидеть в кино её карикатуру.
Он надеется понять эту героиню и мотивы её поступков.
Вместо этого мы видим вот такой любовный треугольник:
1. Умный, обаятельный, чуткий, сексуально привлекательный муж.
2. Недалёкий, лишённый обаяния и довольно таки вялый любовник.
3. Неумная, нервная и злая жена, которая тянется к тому, то ей близок по уровню развития.
Спрашивается: а где здесь конфликт-то?
Если порядочный, умный человек связался с неумным и непорядочным… То в один прекрасный момент он обнаружит себя запачканным, опозоренным и преданным. Это конфликт уровня современного любовного романа.
А главное – нет страсти, химии между Анной и Вронским.
Как будто они сошлись только от скуки. И продолжают скучать, отделавшись от мешающего им Каренина. Им тоскливо даже в Италии.
В заключительной серии Анна напоминает опасную сумасшедшую. Выходя из комнаты, Вронский оглядывается на неё с таким видом, будто ждёт, что ему могут дать по голове маячащим в этих же кадрах канделябром.
Чувствуется, что он уже не только не любит Анну, а подумывает о том, как сбежать. Покидать самые нужные вещи в чемодан и сделать ноги по-тихому. А лучше без чемодана бежать – целей будешь.
Что должен испытать такой Вронский, узнав о самоубийстве Анны? Пожалуй, только одно – громадное чувство облегчения. Поэтому в его глубокое горе не верится.
А теперь главный вопрос: что можно почерпнуть из такой экранизации?
Наверное, можно глубже понять трагедию Каренина.
А больше – не знаю. Если кто-то знает, пишете в комментариях.