Сериал «На ножах» вышел на экраны в 1998 году и вызвал большой зрительский интерес. Однако свой след в истории он оставил не из-за высоких рейтингов или кинематографической значимости, а из-за шлейфа трагических событий, который долгие годы тянулся за проектом.
Довольно часто случается такое, что за фильмами и сериалами закрепляется дурная слава. Так, после выхода на экраны ленты «Полтергейст» в 1982 году сразу несколько участников съемочного процесса умерли при загадочных обстоятельствах. Фанаты мистификаций сразу же заявили, что создатели потревожили своей работой силы зла.
Нечто подобное говорили и про сериал «На ножах». Возможно, странные и пугающие события, происходившие на съемочной площадке, так бы и остались никем незамеченными, но в 1997 году случилась трагедия с Еленой Майоровой. Артистка, исполнившая в многосерийной картине роль эмоционально неустойчивой убийцы, сгорела заживо, а обстоятельства произошедшего не выяснены до сих пор. Перемены в характере Майоровой стали происходить именно после съемок фильма «На ножах», и это было не единственное событие, потрясшее всех участников творческой группы.
Сомнительная репутация
Роман Николая Лескова «На ножах» не был очень популярен у драматургов: литературоведы никогда не давали ему высоких оценок. Однако режиссер Александр Орлов загорелся идеей экранизировать яркую историю по оригинальному произведению.
Александр Орлов
В роли неуравновешанной убийцы Глафиры Бодростиной он видел только Елену Майорову. Режиссер был хорошо знаком с актрисой, поэтому сразу предложил ей сотрудничество. Однако Майорова неожиданно отказалась. Дело в том, что актриса считала эту роль слишком эмоционально выматывающей: в сценарии были сцены, в которых Глафира ведет себя неадекватно, будто одержима демонами.
Для эмоциональной Елены такая роль была слишком тяжелой, ведь она и в театре часто играла женщин на грани нервного срыва. «Она тогда сказала мне: «Я наигралась всего этого. Вы меня плохо помните, Александр Сергеевич, я совсем уже другая. Я тогда ответил, что мне нужна сейчас артистка Майорова, какой ты являешься. Тогда она согласилась», — вспоминал позднее постановщик.
Работа над сериалом была действительно очень изнуряющей: съемки часто шли до поздней ночи, а некоторые сцены, полные экспрессии, оказалось и вовсе трудно воплотить в жизнь. Так, например, в одном из эпизодов героиня Майоровой близко подходит к камину и в отчаянии падает возле него. Во время репетиции артистка то и дело теряла над собой контроль, подходя все ближе к огню. В итоге Орлову пришлось даже пригласить помощников с огнетушителем и ведром воды, которые должны были страховать Елену от несчастного случая.
Елена Майорова слишком вжилась в роль преступницы
Майорова так часто впадала в истерики, что однажды режиссер даже посоветовал ей обратиться к вере. «Я сказал ей: Сходи в храм, свечку поставь. На самом деле, что ли, кого-то убиваешь, ну что ты так переживаешь?» — вспоминал позднее Александр Сергеевич.
И вот дело дошло до съемки сцены, которую позже многие поклонники называли «проклятой». Действие эпизода происходило на кладбище во время похорон. Снимать на натуре режиссер не захотел, поэтому ему понадобился реквизит для работы в павильоне. Неожиданно возникли сложности с могильными крестами, и после недолгих раздумий Орлов обратился к простым работягам…
Пять крестов — пять гробов
Существует примета: если крест сделан для покойника, его нужно установить на могиле, иначе он может принести несчастья. Поэтому плотники, изготовившие реквизит, сразу предупредили режиссера, что после съемок сцены от крестов нужно избавиться.
«Они мне сказали, что эти кресты делали как настоящие. Посоветовали обязательно разломать их после съемок», — рассказывал позднее режиссер.
Однако в пылу работы о предупреждении благополучно забыли. Как итог, на съемочной площадке начали происходить очень странные события. Сначала скончался один из плотников, а следом за ним умерла теща режиссера. Далее под трамвай попала гример. Четвертой жертвой возможного проклятия стал оператор, у которого резко ухудшилось самочувствие. Уже в больнице молодой человек впал в диабетическую кому и вскоре скончался.
Пятой жертвой странных событий мог оказаться сам режиссер. Во время работы над очередным эпизодом у Александра Орлова случился приступ стенокардии: его увезли в кардиологическое отделение, где он несколько дней боролся за жизнь. Позже кинематографист признавался, что даже успел свыкнуться с мыслью о скорой смерти. Благо, ему удалось выкарабкаться.
Помимо уже упомянутых трагедий после окончания съемок было еще несколько загадочных смертей. Сыгравшие в этом проекте Станислав Ростоцкий, Алексей Миронов, Федор Валиков и Игорь Горбачев не прожили и пяти лет после выхода сериала на экраны. Для художника картины Петра Пашкевича эта работа тоже была последней — он ушел из жизни еще до окончания монтажа.
Но главная трагедия, которая сейчас напрямую ассоциируется с сериалом «На ножах», произошла с исполнительницей главной роли.
«Я хочу гореть, как факел»
О причинах смерти Елены Майоровой существует немало слухов и легенд. За театральными кулисами обсуждали, что у замужней актрисы был роман на стороне. Кто-то даже считал, что ее избранником стал мэтр Олег Ефремов, но чаще всего в любовники Майоровой записывали актера Олега Васильева. Они познакомились в 1996 году, после чего якобы вспыхнул роман.
Позднее коллеги Майоровой утверждали, что Елена никак не могла выбрать между мужем и любовником. На фоне личной драмы у нее развилась депрессия, которая обернулась проблемами с алкоголем. Майорова действительно выпивала, но причиной тому могло быть и другое — сильное эмоциональное истощение.
Тяжелые роли так сказывались на психологическом состоянии звезды, что ей было просто необходимо чем-то заглушить эту боль. Александр Орлов рассказывал, что на площадке «На ножах» Елена иногда подходила к нему и честно просила разрешения выпить. Якобы это помогало ей лучше работать.
После окончания съемок сериала Майорова успела поработать еще над одной ролью в театре — она сыграла в спектакле «Тойбеле и ее демон». Стоит ли говорить, что спектакль имел дурную славу.
«От этих ужасных ролей даже здоровый человек заболеет. Я ей говорила: «Зачем тебе эта чернота? Откажись!» Нет, она просто по инерции брала все роли, которые предлагают. Мне страшно было смотреть «На ножах». Ей нельзя было это играть, она и так ходила по острию. А «Тойбеле и ее демон»? Лена заставила меня прочитать пьесу — у меня мурашки по коже бегали», — рассказывала близкая подруга Майоровой Татьяна Догилева.
Незадолго до смерти Елена дала интервью, в котором заявила, что хочет жить ярко, так, чтобы ее все запомнили. Позднее эти ее откровения назвали пророческими. «Я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати, «Елена» в переводе с греческого означает «факел». Я бы хотела быть достойной своего имени. Я хочу гореть, как факел», — заявляла звезда.
23 августа 1997 года артистка находилась в своей квартире, расположенной в центре Москвы. Точные обстоятельства той трагедии до сих пор неизвестны. Понятно лишь одно: когда Майорова стояла на лестничной клетке, ее одежда загорелась. В шоковом состоянии артистка успела выбежать из подъезда и добраться до служебного входа театра имени Моссовета. Очевидцы вспоминали, что Елена полыхала, как живой факел.
Звезду доставили в больницу, где она скончалась через пару часов. Спасти Майорову было невозможно, ведь она получила ожоги 85% поверхности тела. Конечно, трагическую смерть Елены тут же связали с мистическими событиями, происходившими на съемочной площадке сериала «На ножах». Кто-то из знакомых утверждал, что артистка погибла в результате несчастного случая: на ее одежде были капли керосина, из-за которых и случилось возгорание, когда та закурила. Кто-то вовсе говорил, что речь идет о самоубийстве.
Спустя девять месяцев после смерти Майоровой от рака скончался и ее муж Сергей Шерстюк. В своих дневниках он рассказывал о том, что так и не смог смириться с гибелью Елены. Каждый день он вспоминал о ней, не мог найти себе места. «Во всей Москве нет ни одной машины, которая отвезла бы меня на кладбище. Ну и друзья у меня! Я могу, конечно, и сам добраться, хоть и сойду с ума, но ты ведь знаешь, что я сам ничего не могу. Без тебя не могу», — делился переживаниями Сергей.
Одно известно наверняка: актриса чувствовала себя несчастной в последние недели жизни. Во многом причины крылись в работе: слишком часто звезде доставились психологически тяжелые роли. Сериал «На ножах» вошел в историю как один из самых мистических проектов российского телевидения. Даже сейчас наблюдать за игрой Майоровой в некоторых сценах страшно: артистка так прониклась образом одержимой и жестокой женщины, что внутренние демоны в итоге смогли победить ее.
По материалам Iz.ru, «Cобеседник.ru», kulturologia.ru
Фото: Интерпресс/PhotoXPress.ru, кадры сериала «На ножах»