Американский канал HBO совместно с британской сетью Sky выпускает новый мини-сериал, посвящённый одной из самых страшных техногенных катастроф в истории — аварии на Чернобыльской АЭС.
О событии снято уже множество документальных и художественных фильмов. Но из произведений последних лет именно этот проект наверняка станет самым ярким высказыванием о трагедии. Ведь, несмотря на то что сериал снимали американцы и европейцы, он получился действительно живым и реалистичным. Но главное — основной акцент сделан не на самой катастрофе, а её последствиях и реакции разных людей: от высшего начальства до простых домохозяек.
Зловещая реалистичность
Первое и самое важное, что сделали авторы сериала, — не стали превращать его в традиционный фильм-катастрофу. Хотя все предпосылки для этого есть. Но вместо демонстрации на экране взрывов и разрушений авторы показывают саму аварию с двух основных ракурсов. Изнутри — через реакцию работников станции — и издалека, как её видели простые жители.
Сам взрыв выглядит лишь далёкой яркой вспышкой в окне простой советской квартиры. И это страшнее всего, ведь так его увидели многие.
В это же время работники станции не знают, как реагировать. Ведь многие просто не верят, что подобное могло произойти. К тому же создатели «Чернобыля» пошли на ещё более важный и жёсткий шаг: они добавили в первую серию реальные записи переговоров после взрыва. Когда ещё считали, что всего лишь горит крыша на станции, и отправляли туда пожарных.
Здесь жутко само осознание катастрофы, о последствиях которой зритель уже знает, а герои ещё нет. В то время как на станции пытаются понять, что произошло, люди вместе с детьми выходят посмотреть на пожар и даже удивляются его красоте.
И подобные будничные сцены пугают и дальше. Медсёстры в больнице сваливают заражённую одежду. Один из центральных персонажей учёный Валерий Легасов читает доклад, а от испуга у него начинают трястись руки.
Это страшнее любого выдуманного чудовища, рушащего города в кино. Ведь всё показывает настоящую человеческую реакцию на реальные события. Замалчивание трагедии, паника около больницы, куда людей не пускают к своим родным, — этому уделено не меньше внимания, чем рассказу о самой катастрофе и устранении её последствий.
И здесь даже трудно выделить какого-то главного героя. Легасову посвящено больше времени, чем остальным. С него, а точнее, с его смерти спустя два года после взрыва и начинается весь сюжет. Но в целом сериал охватывает реакцию совершенно разных людей и показывает трагедию глазами как высших чинов, так и жены простого пожарного.
Советские будни
Не менее важно, что авторы сериала смогли не уйти в излишнюю «клюкву», создавая визуальный ряд и историю. Буквально с первых же кадров те, кто застал восьмидесятые, узнают самые типичные бытовые моменты: блюдца с позолоченной каймой, мусорное ведро с крышкой, беспородная кошка, советские обои на стенах, одежда.
Всё это позволяет очень быстро забыть об иностранном происхождении проекта. Тем более что актёров подобрали очень аккуратно, избегая неестественного голливудского лоска. Джаред Харрис даже портретно похож на свой реальный прототип Валерия Легасова. Стеллан Скарсгорд не настолько схож с Борисом Щербиной, но вполне походит на типичного партийного деятеля.
Большинство главных героев не переигрывают, не выглядят карикатурами и не пытаются копировать славянское произношение. Они просто исполняют роли живых людей, и буквально через 10 минут забывается, что говорят они не по-русски.
Конечно, в отдельных моментах не обошлось без перегибов. Особенно это касается советского руководства: несколько раз персонажи срываются на тирады о Ленине, партии и стране, и в напряжённой ситуации это выглядит почти комично. А простые люди называют друг друга товарищами и обращаются по имени и фамилии.
Но к этому захочется придираться только самым скептичным зрителям. Ведь реалистичности атмосферы советского быта могут позавидовать большинство российских проектов последних лет.
Помимо уже упомянутых записей переговоров, в сериале можно услышать объявления на русском и даже стихотворение Константина Симонова, которое читают по радио. И в контексте событий оно начинает звучать ещё страшнее.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Константин Симонов
Правда и вымысел
Похоже, при создании сериала авторы усвоили одну главную истину. Чернобыльская катастрофа ужасна сама по себе, додумывать ничего не надо. В этой аварии, её последствиях и расследовании обстоятельств уже достаточно трагедии. Поэтому для того, чтобы создать действительно цепляющую историю, им нужно было лишь пересказать произошедшее на самом деле и дополнить это небольшими описаниями жизни простых людей.
Ведь в случае рассказа о катастрофе на Чернобыльской АЭС реальность страшнее любого вымысла.
Это не означает, что авторы точно следуют букве документов. Есть и просто художественные дополнения, и герои, которых не существовало в реальности. Есть и некоторые фактические ошибки: например падение вертолёта, зацепившегося за кран, показано через день после аварии. В реальности же это случилось спустя полгода.
Трудно сказать, это недоработка сценаристов или же осознанный художественный ход, но на общем фоне подобные несоответствия теряются. Важнее, что «Чернобыль» не пытается показать конкретно правых и виноватых. Здесь все неоднозначны. И тот же Щербина, который производит впечатление типичного чинуши, дальше нередко принимает здравые решения. А Легасов, наоборот, говорит людям в рюмочной, что им не о чем волноваться.
В действиях большинства героев сквозят чисто человеческие мотивы. Кто-то пытается переложить вину на другого, кто-то готов рисковать собой, чтобы спасти людей, кто-то просто отказывается верить в происходящее. Но ни для кого не секрет, что руководство действительно пыталось скрыть саму аварию и её последствия, непозволительно долго оставляя жителей Припяти в неведении.
Наплевательство по отношению к людям — и есть лейтмотив всей истории. Но это не критика советского строя просто ради критики, а ещё один важный момент, который в сериале пугает своей реалистичностью. Многие умирают, даже не понимая из-за чего, жителей эвакуируют, не объясняя причин. И всё это выглядит до ужаса буднично.
На фоне подобного содержания глаз даже не замечает качества съёмок, но они здесь и правда на высшем уровне. В жёстких динамичных моментах это трясущаяся ручная камера, в затяжных общих планах — съёмки с воздуха. Будничные сцены сменяются кадрами с умирающими животными. Но всё это не нарушает общего сдержанного стиля сериала, снятого в бледных тонах, будто картинка присыпана пеплом от взрыва.
О катастрофе на Чернобыльской АЭС снимали много и наверняка снимут ещё не раз. Но на сегодняшний день «Чернобыль» от HBO выполняет все возложенные на него задачи. Он напоминает, что катастрофа, которая с годами превратилась в некий миф и сюжет для фантастики, на самом деле привела к ужасным последствиям для многих тысяч людей. И, что самое страшное, в момент аварии это мало кто осознавал.