Три часа жизнеутверждающего действия в фильме про… Смерть. Кино, не получило статусных наград — ни «Оскара» от Киноакадемии, ни «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, но поразило в самое сердце зрителей, случайно или намеренно посмотревших его.
В чем секрет успеха и в чем истинный смысл повествования об «отпуске» Смерти, уставшей ежесекундно пожинать свой скорбный урожай? Мартин Брест — режиссер картины вдохнул новую жизнь в старую пьесу Альберто Каселла.
В 1929 году на Бродвее прошло 180 спектаклей под названием «Смерть берет выходной». Позже, в 1934 и 1971 году пьеса была экранизирована. Фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк» — третья попытка воссоздать на экране образ мистический, пугающий все сущее на Земле, — образ Смерти. Встреча с ней неизбежна. Она неумолима и безжалостна.
Так думает всяк живущий, но Мартин Брест представил ее в иной ипостаси, намешав столько красок, что хладнокровный и расчетливый убийца вдруг предстает наивным ребенком, а потом трепетным влюбленным, а после мудрецом, нашедшим единственно верное решение. Как много смыслов в старом, как мир сюжете. Не только таинственная Смерть приоткрывает тайны своей «работы», но и человек познает истинные ценности своего бытия.
Великолепное актерское трио
Энтони Хопкинс — вот жемчужина фильма. Роль Билла Перриша не сыграна — прожита на экране. В «Молчании ягнят» Хопкинс маньяк, безжалостный людоед, с леденящим душу взглядом. Теперь перед зрителем отец, чьи глаза переполнены нежностью к своим девочкам. Столь контрастное перевоплощение под силу только гению Хопкинса.
Молодые актеры Брэд Питт и Клэр Форлани соответствуют старшему коллеге. Клэр — воплощение естественной женственности. Питту удалось создать сразу два образа — обаятельного земного парня и сущности, от которой веет могильным холодом. Вместе актеры создали атмосферу фильма, напоенную искренней любовью и самопожертвованием.
Пожилой мужчина вдруг просыпается среди ночи, встревоженный смутным нездоровьем. Он пытается размять левую руку, затекшую во сне. Ему много лет и закономерно возникает подозрение, что причиной недомогания может быть сердечная недостаточность. Таинственный голос вслух отвечает на его немой вопрос. Это «да» звучит из ниоткуда. Билл Перриш гонит ночной кошмар. Он благоразумен и не подвержен панике. Эти качества, как и еще много достоинств, помогли ему стать медиамагнатом — успешным и богатым, подобно Крезу. Близится юбилей Перриша. Возраст почтенный — 65 лет.
Старшая дочь Эллис готовит грандиозное торжество, на которое приглашена элита страны. С первых минут утреннего диалога между Перришем и двумя его дочерьми режиссер ловко расставляет акценты. Старшую отец называет Эллис, а младшую Сьюзен — деткой. Они обе взрослые женщины, но одна из них — любимое дитя, девочка, нуждающаяся в родительской опеке.
Совет отца, как руководство к действию
Совсем недолгий разговор по дороге на работу становится для Сьюзен полной неожиданностью. Отец дает ей житейские наставления, но не о карьере и поиске выгодной партии идет речь. Он говорит о любви. О том, что она должна открыть свое сердце для стрелы, что пронзит его любовью. Если не случится в ее жизни этого чувства, то «значит она и не жила». Сьюзен встречается с Дрю — партнером отца, но нет в их отношениях той страсти, о которой папа вдруг заговорил с такой пронзительной откровенностью.
Случайная встреча в кафе словно в подтверждение слов отца оказалась настолько кстати, что при расставании с новым знакомым Сьюзен, несмотря на природную сдержанность, признается в своей симпатии. Они прощаются, даже не назвав друг другу имен. Он говорил о той же стреле, которая пронзила их сердца одновременно. Сьюзен спешит на дежурство в клинику, а он — навстречу смерти. Вот еще один смысл — нужно быть решительным. Стоило Сьюзен поддаться чувству, окликнуть, продлить разговор еще на минуту, и был бы изменен ход событий.
Знакомьтесь, Джо Блэк
Смерть является в дом Перриша и безапелляционно заявляет хозяину, что устала от бесконечных трудов. Она решила отдохнуть и развлечься. Проводником в мир человеческих радостей избран Билл. Он прожил достойную жизнь, знает в ней толк и сгодится для этой роли. Все это Смерть излагает устами утреннего знакомого Сьюзен. Его тело стало временным пристанищем той сущности, которая решила попробовать этот мир на вкус, цвет, запах.
Как только Смерти наскучит земная «командировка», так и закончится существование Перриша. С этого момента она обретает не только тело, но и имя — Джо Блэк. Джо становится неотлучным спутником Перриша дома и на работе. Недоумение и немые вопросы вызывает появление незнакомца у всех окружающих Билла. Джо ведет себя с непосредственностью ребенка, которому все внове: вкус орехового масла, желейного печенья, мягкость матраса.
Все незамысловатые житейские радости забавляют Смерть, пока она не открывает для себя главное человеческое предназначение — любовь. Сьюзен влюблена в Джо еще с той встречи в кафе. Он покорен ее нежностью, женственностью и впервые испытывает все прелести любви: обладание любимой, тепло ее тела и сияние любящих глаз, единение душ. Новые ощущения делают воплощение вселенского зла уязвимым, пробуждают чувства, коих оно лишено по своей природе.
Мужество Перриша
Еще одним открытием для Джо становится поведение Перриша в последние часы жизни. На краю могилы, тот ни на секунду не думает о миллионах, которые оставляет в этом мире. Перриш вспоминает синий жакет своей жены в день знакомства, болеет сердцем за судьбу дочери, его беспокоит будущее компании — дела всей жизни. Он живет по-прежнему, не изменив привычного расписания. Только семейные ужины теперь становятся ежедневными. Вот с кем Биллу действительно жаль расставаться — с родными.
Своим примером он учит Джо наслаждаться простыми человеческими радостями — видеть в них главный смысл жизни. Такое поведение жертвы, которая даже после оглашения приговора, ведет себя мужественно и с достоинством, вызывает невольное уважение у Смерти. Только оно заставляет прислушаться к доводам отца, протестующего против решения Джо забрать Сьюзен с собой. Билл находит слова, чтобы предотвратить гибель дочери. Убеждает, что истинное чувство должно приносить благо любимой, даже в ущерб собственному.
Использовать свое могущество — это эгоизм, но не любовь. Смерть, прежде невозмутимую и холодную, как камень, начинают разрывать человеческие чувства — сомнения, горечь потери, гнев от правдивых речей Перриша, угрызения совести. Поступает она совсем по-человечески — жертвует своими интересами во имя счастья любимой. Да еще и помогает уйти Перришу в иной мир, сохранив еще одно его детище — компанию.
Смысл фильма или жизни..
Игра актеров, прекрасная музыка, правильно построенные диалоги, убедительные слова раскрывают зрителю главный посыл фильма — в чем настоящий смысл жизни. Если говорить одним словом — в любви. Ее здесь много и она многогранна, любовь к детям, родителям и, конечно, мужчины к женщине.
В короткий срок Джо Блэк научился понимать жизнь и радоваться ей. Он узнал все лучшее, что стоит о ней знать. Возможно, ему достался удачный проводник.