В пословицах часто даются очень полезные наставления. Особенно если перестать искать в них двойной смысл и воспринимать, как есть. Держи язык за зубами — советовали древние и не зря. Возможно речь здесь не только о пользе молчания — в практике йоги встречается техника, при которой язык помещается за зубы — «набхи-мудра» или «набхо-мудра».
Вот выдержка из классического йогического текста Гхеранда Самхиты:
«Где бы ни находился йогин (то же, что йог), что бы он ни делал, он всегда должен держать язык кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина».
Есть три варианта выполнения набхи-мудры.
Ставим язык за зубы и ведём им по верхнему нёбу назад, последовательно проходя все три точки
- Воздух (вайю) — кончик языка касается твердого нёба над верхней десной.
- Огонь (агни) — кончик языка касается точки перехода твердого нёба в мягкое.
- Вода (джала) набхи-мудра — кончик языка касается мягкого нёба в глотке.
Мы используем только первый вариант, поскольку он нейтрален.
Для чего нужен языковой замок?
Часто мы сталкиваемся с недостаточностью личной силы. Энергию мы получаем из пищи и поскольку привыкли безответственно к ней относиться, вынуждены получать её в огромном количестве. Происходит это ещё потому, что попытки вернуть контроль над растрачиваемой энергией тоже требуют энергии. Замкнутый круг.
Хатха-йога предлагает методы, с помощью которых человек может «залатать дыры», сквозь которые ускользает его личная сила.
Утечки
К «зонам утечки» можно отнести привычки и действия, которые никому не нужны. Например, привычку болтать, злиться, качать права, «круто» выглядеть в глазах окружающих, охмурять противоположный пол.
Важность «замыкания» круга
Язык является как бы мостиком между задней (восходящей) и передней (нисходящей) ветвями микрокосмического контура. Если кончик языка не касается нёба, контакт между ними нарушается, в месте «зазора» происходит рассеивание огромного количества жизненной силы, что приводит к серьёзным искажениям циркуляции энергии во всех потоках энергетического тела. Устранив с помощью «языкового замыкания» разрыв контура, мы предотвращаем утечки энергии.
ТЕХНИКА ПЕРВАЯ — «ЯЗЫКОВОЕ ЗАМЫКАНИЕ»
Прижимаем кончик языка к нёбу. Классические трактаты по йоге рекомендуют держать так язык круглосуточно («Гхеранда-Самхита», «Шива-Самхита»), размыкая цепь контура микрокосмической циркуляции, когда это предусмотрено техникой упражнений, например, так называемого «львиного дыхания».
Есть три основных типа замыкания.
Часть нёба непосредственно над верхней десной — точка ветра. Ей рекомендуется пользоваться как основной. Сила стихии воздуха или ветра достаточно нейтральна, поэтому языковое замыкание в точке ветра наилучшим образом подходит для постоянной непрерывной практики.
Посередине нёба – точка огня. Ей пользуются для быстрого разогревания тела в начале практики, а также для того, чтобы компенсировать действие Силы стихии воды, если последняя в избытке. Об этом сигнализируют отечность и нездоровая полнота тела.
Языковое замыкание в точке огня и воды практикуются только во время тренировки.
Центр силы
Энергия нижних центров рассеивается из-за того, что у большинства людей отвисший живот, рыхлая мускулатура брюшной стенки и жировые отложения. Именно в этой области находится главный центр силы человека.
Качание пресса ничего не дает. Нужна привычка всегда держать живот слегка втянутым, плечи — расправленными и гордо смотреть вперёд.
ТЕХНИКА ВТОРАЯ — «ЗАПЕЧАТАТЬ НИЖНИЙ СОСУД»
Нужно привыкнуть держать живот подтянутым. Для этого мы, во-первых, вырабатываем правильную осанку, при которой спина выпрямлена, плечи гордо расправлены и грудь, что называется «колесом». Во-вторых, мы всегда и везде держим нижнюю половину брюшной стенки — от впадинки над пупком до лобковой кости — чуть-чуть напряженной, как бы слегка вжимая внутрь органы брюшной полости. Тем самым мы не только «запечатываем» открытость поля нижнего центра, но и «упаковываем» энергию нисходящего потока, постоянно ненавязчиво «пропитывая» ею «тонкие слепки» внутренних органов и окружающих их слоев соединительной ткани.