«Ноты – это буквы ангелов, слова нужно петь, лишь тогда быть услышанным суметь возможно…»
из песни группы «Ундервурд»
Немного истории
В наши дни приняты такие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, непонятно, почему именно этими слогами мы их называем. Попробуем разобраться, какой смысл зашифрован в названиях.
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы (от др.-греч. πνεῠμα — дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. Выглядели они вот так:
В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо Аретинского (примерно 991 — 1033 годы), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Иоанну Крестителю.
Гимн Иоанну Крестителю
Гимн «Ut queant laxis» был написан во второй половине 13 века Паулусом Диаконусом в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала). Слова первой строфы гимна таковы:
Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.
Что примерно можно перевести так:
«Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, отец Святой Иоан».
Мелодия каждой строки текста начинается на одну ступень выше предыдущей. С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам.
Получилось ut, re, mi, fa, sol, la.
Ноту ut позже заменили на Do из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Нововведение приписывается некоему Джованни Дони (около 1540 года), который то ли назвал её в честь себя, то ли в честь Господа (Dominius).
Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа Si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.