Одну из самых узнаваемых картин русского классицизма «Последний день Помпеи» Карл Брюллов написал уже будучи довольно известным художником. Его знали и признавали как многообещающего и талантливого автора, однако вместе с тем часто говорили, что
«…мол у Брюллова в альбоме нет ни одной серьезной работы».
Сам Брюллов тоже это прекрасно понимал и, что гораздо важнее, знал, что с этим делать.
«Автопортрет» 1848 г.
Идея написания картины о гибели итальянского города Брюллову пришла еще в 1827 году. А в 30-е в Италии как раз набирали популярность темы о Помпее: активно велись раскопки и писались книги. К тому же, произошла еще пара извержений Везувия, несерьезных, но тем не менее. Брюллов на поиски и сбор материалов потратил 6 лет. Его щепетильность в деталях в итоге сделала «Последний день Помпеи» едва ли не самым трудоемким из всех его прошлых и будущих работ.
Последний день Помпеи 1830–1833 гг.
Интересно, что Брюллов на картине изобразил лицо, которое встречается четырежды. Это лицо юной русской девушки Юлии Самойловой. Брюллов, работая над картиной, искал типажи, которые соответствовали бы итальянским. Самойлова в этом плане полностью соответствовала представлениям художника о том, какой должна была быть итальянка в 79-м году.
Юлия Самойлова
После того как картину представили итальянской публике, Брюллов стал настоящей знаменитостью: каждый встречный считал своей обязанностью поздороваться с художником; когда он входил в театр, зал поднимался на ноги. Его всегда окружала толпа людей, независимо от того, обедал он в ресторане, или просто прогуливался по парку. Такой славой в Италии не пользовался ни один художник со времен Ренессанса.
На родине Брюллова также ждала слава. Картина оставила такое впечатление на аудиторию, что ей стали посвящать стихи. Самым знаменитым среди подобных стали строки Баратынского:
Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.
В карьере Брюллова, как бы это парадоксально ни звучало, «Последний день Помпеи» стал первым. То есть у художника был альбом работ, довольно талантливых и вполне достойных, однако «Помпеи» стал для него тем самым полотном, которое превратило «подающего надежды художника» в «автора монументальной картины». И все его последующие работы становились лишь поводом подтвердить высокий статус.