Появление «Тетриса»: История о том, как русский программист создал феномен

Кто не держал в руках пластмассовый китайский «Тетрис»? Увлекательная игра, способная убить достойное количество времени и по сей день популярна (аудитория так точно не поддается подсчету).

Значит, дело было такое…

Тетрис был сделан тремя русскими программистами — Алексеем Пажитновым, Вадимом Герасимовым и Дмитрием Павловским. И пока во второй половине 80-х все рубились в причудливую аркаду с похожими на иероглифами фигурками, за саму игру и права на нее велась настоящая война. Причина банальная — выпуск Тетриса аккурат совпал с бурным развитием и удешевлением компьютерной техники, а поэтому игру к себе не портировал только ленивый. Даже если сейчас заглянуть в Google Play, то можно найти свыше сотни приложений с разными вариантами Тетриса (от детского до эротического). Это говорит о том, что у игры действительно народный статус.

Ближайший родственник Тетриса — домино. Правда, связь между ними примерно такая же, как между человеком и енотом (оба млекопитающие с цепкими лапами). Грубо говоря, на вас сверху падают строительные блоки, а вы из них должны построить великую цифровую стену. Вот и вся суть.

Геймдев за железным занавесом

 

Будучи советским человеком, незнакомым с “деловой этикой”, Пажитнов просто подарил свою игру издателю из Венгрии Роберту Стейнеру. Тот перепродал ее компании Spectrum Holobyte. Поняв, что игра попала в мир капитализма прямиком из красной Москвы, разработчики тут же допилили ее и добавили изображения Юрия Гагарина и прочей развесистой клюквы, чтобы было понятно, откуда падают фигурки. Как только стало понятно, что игра носит вирусный характер, за ее доработку взялись Atari и Nintendo.

И поскольку конца путанице с авторскими правами не было видно, примерно с десяток фирм объявили себя “хозяевами” разработки. К 1996 году, кажется, не осталось платформы, на которой бы не запустили Тетрис. Умельцы портировали игру даже на приборы типа осциллографа. В американском обществе в свое время ходили легенды, что Тетрис — это разработка советского КГБ, направленная на подрыв производительности труда. Иное объяснение сути игры заключается в том, что это притча про коммунизм, который никак не построят.

Тетрис и его соревновательная часть

Соревнование по Тетрису проводить, конечно же, можно. И вообще, давным-давно отошедший от программирования Алексей Пажитнов в интервью говорил, что работает над сетевой версией. Пока ее нет, то можно мериться количеством очков в игре или размером мозолей на пальцах.

На деле же сетевая версия игры существует и называется Tetrinet. Формат был популярен в начале нулевых.

Тысяча и один ремейк

Как и у любого вирусного явления, у Тетриса есть свои клоны разной степени упоротости и качества. Вот парочка из них:

Dr.Mario. Отличный вариант игры, в котором надо проводить геноцид бактерий с помощью цветных пилюль.

Wario`s Woods. Вариация от Nintendo. По дисплею носится мухомор и складывает фигурки в ряд.

Zetrix. Отдельная похвала за дроуновый саундтрек и космические интерьеры. Можно играть на двоих.

Trubis. Здесь с неба падают сантехнические элементы и нужно собрать из них канализацию.

pulse.mail.ru