Высокий интеллект имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, вы талантливы и сообразительны, а с другой, чем вы умнее, тем меньше любите компанию других…
Эволюционными психологами Сатоси Канадзава (Лондонская экономическая школа) и Норманом Ли (Сингапурский университет) проведено весьма любопытное исследование человеческого счастья. Полученные выводы были опубликованы в солидном научном издании — Британском журнале психологии.
В чем суть исследования?
Ученые решили взглянуть на ощущение счастья не с биологической или теологической стороны, а с точки зрения жизненных обстоятельств. Они опросили 15 тысяч молодых людей, и вот к каким умозаключениям пришли:
- те, кто живет в густонаселённых районах, обычно менее удовлетворены своей жизнью;
- чем больше у людей социальных контактов с близкими друзьями, тем они счастливее.
Казалось бы, что нового в этих фактах? Оказывается, есть одно значительно исключение из указанных правил. Для людей с высоким уровнем интеллекта они либо действуют меньше, либо не действуют вообще.
Ли и Канадзава комментируют:
«Негативное влияние высокой плотности населения на уровень счастья в 2 раза выше у лиц с низким IQ. А респонденты с высоким коэффициентом интеллекта не чувствуют удовлетворенности своей жизнью, если им приходится часто общаться со многими своими друзьями».
Подчеркнем: когда умные люди тратят много времени на общение с приятелями, они становятся менее счастливыми.
Почему в густонаселенных местах уровень счастья людей ниже?
Первый свой вывод ученые подтвердили, сформулировав «градиент счастья по оси между городом и деревней», звучащий как:
«Жители сел и маленьких городков счастливее жителей пригородов. Они, в свою очередь, счастливее людей, живущих в районных центрах, а те больше довольны жизнью, нежели жители мегаполисов».
Проверить этот вывод легко — просто сядьте в переполненный автобус в час-пик и постарайтесь добраться в другой конец мегаполиса. А потом честно расскажите себе о собственных впечатлениях.
Почему дружба не делает счастливыми умных людей?
Второй вывод, сформулированный Канадзавой и Ли, заинтересовал мировое сообщество. Ведь обычно большое число друзей делает людей счастливыми. Почему же для умных людей такие отношения обременительны?
Кэрол Грэм, ученый из Брукингского института, объясняет:
«Люди, имеющие развитый интеллект и использующие его, реже тратят время на общение, потому что они часто концентрируются на своих долгосрочных целях».
Например, врач, работающий над лекарством от рака, считает общение с друзьями пустой тратой времени. Ведь это отвлекает его от великой цели, а значит, уменьшается его уровень счастья.
Канадзава и Ли дают несколько иное объяснение. Их теория начинается с того, что человеческий мозг развивался так, чтобы соответствовать потребностям наших предков. А они жили и контактировали с небольшими группами людей (до 150). Частые контакты с соплеменниками были необходимы, чтобы выжить.
Современные люди тоже являются социальными существами, но жизнь с тех пор значительно изменилась. Тогда не было машин, сложной техники, смартфонов, телевизоров и Интернета. А сейчас у нас это все есть, и вполне вероятно, что наша биология просто не успевает эволюционировать достаточно быстро, чтобы полностью приспособиться к новому образу жизни.
По мнению ученых, умные люди — категория людей, у которых процессы приспособления происходят быстрее, чем у других:
«Люди, обладающие высоким уровнем общего интеллекта и способностью решать эволюционно новые проблемы, сталкиваются с меньшим количеством трудностей в понимании новых категорий и ситуаций».
То есть, если вы умнее, вам легче адаптироваться к современному миру. Вам комфортно в густонаселенных городах, и вы менее зависите от других людей. Человеку с развитым интеллектом легче отказываться от социальных контактов, особенно если он занят важным делом.
Выводы Канадзавы и Ли многими критикуются. Например, Кэрол Грэм из Брукингского института считает, что в их исследовании присутствует один потенциальный недостаток.
Дело в том, что ученые оценивали исключительно то, как человек оценивает свою удовлетворённость жизнью в целом. Но без внимания осталось ощущение благополучия («Сколько раз вы вчера смеялись или злились?» и др.). Если бы исследование учитывало последние вопросы, результаты могли бы быть иными.
Тем не менее, Канадзава и Ли уверены, что этот недостаток их теорию не дисквалифицирует.
Они комментируют:
«Даже с тем, что мы использовали в анализе показатель общей удовлетворённости жизнью, наша теория совместима с любой разумной концепцией счастья и субъективного благополучия».