Нейробиологи пытаются найти взаимосвязи между мыслительными процессами и отыскать участки мозга, отвечающие за креативность.
Креативность часто определяют как способность находить новые нестандартные и полезные решения и идеи. В этом контексте представляется реальным, что каждый человек, а не только «гении» вроде Пикассо или Стива Джобса обладает креативностью – в той или иной степени (по аналогии с интеллектом).
Говоря о креативности, мы подразумеваем не только умение нарисовать шедевр или навык изобретения инновационных продуктов. Каждому из нас приходится «креативить» в повседневной жизни. Кто-то придумывает, какой бы ужин приготовить из оставшихся продуктов. Кто-то мастерит костюмы на Хэллоуин из старых тряпиц. Все это тоже креатив. Исследователи подчеркивают, что креативные задачи очень многообразны и варьируются в диапазоне от «креатива с маленькой к» вроде самодельного подарка или шутки до «креатива с большой К» – сочинения поэмы или проведения научного эксперимента.
В последние годы, изучая процессы в мозге, психологи и нейробиологи пришли к выводу, что напрямую с креативностью связано сложное взаимодействие между спонтанным и контролируемым мышлением. То есть для креатива необходима способность в любой момент выдать независимую и неожиданную идею, но необходимо также умение проанализировать ее на предмет реалистичности и работоспособности – уже посредством контролируемого мышления.
При всем уважении к этим достижениям, остается без ответа главный вопрос: отчего все-таки одни люди более креативны, нежели другие? Именно на это и попытались ответить авторы совместного исследования Гарварда, Йеля, университетов Пенсильвании, Иллинойса и Северной Каролины, а также Университета Граца в Австрии и Юго-западного университета Китая. Ученые предположили, что частично степень креативности человека можно предугадать, оценив эффективность функциональных взаимосвязей трех нейронных сетей нашего мозга.
Карта креативного мозга
В эксперименте приняли участие 163 человека, которым предложили выполнить стандартный тест на «дивергентное мышление» – придумывать альтернативные способы использования известных предметов. После задания каждый участник подвергся процедуре МРТ-сканирования головного мозга с целью определения, к каким участкам приток крови был максимально велик в процессе творческого мышления. Оценивалось также функциональное взаимодействие разных отделов мозга. Ученые смотрели, как активность одного провоцирует активность другого, если вообще провоцирует.
Результаты теста и МРТ затем были соотнесены между собой. Сначала исследователи выбрали наиболее креативные ответы на задание. Скажем, вполне очевидно, что человек, предлагающий использовать носок как систему фильтрации воды во время отдыха на природе, более креативен, чем тот, кто не может придумать для носка ничего более оригинального, чем «обогрев ног в холодное время». А затем проанализировали, чем работа мозга этих участников отличается от прочих.
На основе этих данных ученые построили своего рода «карту креативного мозга». Из всех возможных взаимосвязей в мозге в процессе мышления (порядка 35 000) они отвергли те, что не были активны в момент творчества участников. А оставшиеся как раз и составили так называемую «высококреативную сеть», отвечающую за генерацию оригинальных идей.
Определив таким образом эту сеть, создав эту «карту креативного мозга», ученые поставили себе новую цель. Смогут ли они угадать степень креативности того или иного нового участника эксперимента, основываясь на данных МРТ? Покажут ли люди с более эффективными связями в рамках «высококреативной сети» мозга наилучшие результаты в творческих тестах? Иными словами, можно ли заранее с внушительной точностью оценить степень чьей-то креативности?
Был проведен второй эксперимент с людьми, которые не участвовали в процессе создания «карты креативного мозга». Здесь все было наоборот: сначала проводили МРТ-сканирование, чтобы отследить работу мозга и сделать предсказания о степени креативности участника, а затем давали творческое задание.
В итоге исследователи с гордостью сообщили о том, что их предположения оправдались. Действительно существует прямая и весомая корреляция между гипотезами о степени креативности испытуемых и их реальными результатами. Следовательно, обнаруженные в мозге взаимосвязи, собранные в «высококреативную сеть», действительно отвечают за творческий потенциал и могут быть использованы в оценке человеческой креативности. Чем эффективнее отмеченные учеными связи, тем креативнее, соответственно, их обладатель.
Что происходит в «высококреативной сети»
В рамках исследования ученые определили, что вся «высококреативная сеть» подразделяется на три подсистемы:
- базовую,
- механическую,
- контролирующую.
Базовая подсистема – это совокупность тех отделов мозга, которые отвечают за спонтанное мышление, когда мы мечтаем, что-то придумываем, веселимся пришедшим в голову сумасбродным идеям. Эта подсистема – ключевая в генерировании неординарных идей, поиске различных вариантов решений.
Контролирующая подсистема – это совокупность тех отделов мозга, которые активизируются, когда людям необходимо сфокусироваться на мыслительном процессе и четко отслеживать течение мысли. Эта подсистема – ключевая в проверке идей на работоспособность, в определении их потенциала и в дальнейшем развитии, если такой потенциал имеется. Благодаря этой подсистеме спонтанная идея модифицируется в стратегический план по достижению креативной цели.
Механическая подсистема – это своего рода «переключатель» между базовой и контролирующей подсистемами. Своего рода весы, определяющие ценность и значимость той или иной спонтанной идеи: имеет ли смысл передавать ее на контроль и отдавать в дальнейшую работу, или же она того не стоит.
Любопытно, что во время привычного, бытового мышления все вместе эти три подсистемы активными не бывают. Например, когда вступает в работу контролирующая подсистема, то базовая обычно деактивируется. И главная гипотеза ученых заключалась в том, что наиболее креативные люди могут одновременно «включать» подсистемы, которые обычно работают разрозненно.
В этом смысле «креативный мозг» – это «странный мозг», который работает атипично. То есть может одновременно активировать подсистемы, призванные работать по очереди.
Примечательно, что в дальнейших исследованиях участвовали профессиональные творцы: ученые проводили сканирование мозга непосредственно в тот момент, когда джазовые музыканты импровизировали, поэты сочиняли новые стихи, а художники делали наброски. И гипотеза об одновременном задействовании обычно не работающих вместе подсистем подтвердилась, тем самым наделив изобретенную «высококреативную сеть» большим потенциалом.
Теперь необходимо провести еще ряд исследований, чтобы понять, насколько фиксированы эти взаимосвязи в мозге или же это сочленение хотя бы отчасти можно назвать гибким. И тогда понять: возможно ли влиять на взаимодействие подсистем? Может ли, например, увлечение живописью спровоцировать активизацию «высококреативной сети»? И можно ли в принципе говорить о развитии креативности, или нет?