Aкmpucу нaзывaлu «дeвушкoй c лучucmым взглядoм u ocлeпumeльнoй улыбкoй». Co cвoeй жuвocmью, ucкpoмemным maлaнmoм u ямoчкaмu нa щeкax Цeлuкoвcкaя нe впucывaлacь в momaлumapный cmuль. B peaльнoй жuзнu Людмuлa Bacuльeвнa дeйcmвumeльнo мнoгo шуmuлa, былa лeгкa в oбщeнuu, вceгдa coxpaнялa oпmuмuзм.
В реальной жизни Людмила Васильевна действительно много шутила, была легка в общении, всегда сохраняла оптимизм. Мужчины сходили по ней с ума, а женщины завидовали ее таланту и красоте. Актриса снялась в картинах, которые еще при ее жизни стали классикой отечественного кинематографа, их любят до сих пор. Ее личная жизнь была не менее бурной, чем артистическая.
Она любила жизнь во всех ее проявлениях. Играла в теннис,водила автомобиль, собственноручно шила чехлы на автомобильные кресла, любила лес, походы за грибами, ягодами. Любила вязать, переводила с английского пьесы Теннесси Уильямса. Обожала принимать гостей, причем столы накрывались отменные, фирменным блюдом были пироги с капустой. Все готовила сама или с мамой, любила угощать, играть в карты, петь романсы. Обожала музыку, живопись, книги.
Людмила Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани, в интеллигентной и творческой семье. Ее отец Василий Целиковский был известным дирижером, а мама Екатерина Целиковская — известной оперной певицей. Мама будущей актрисы говорила: «С Люсей так легко, она встает утром и поет как птичка!» В 1925 году семья переехала в Москву.
Родители Л.В. Целиковской — Василий Васильевич и Екатерина Лукинична.
Родители мечтали, что дочь пойдет по их стопам и выберет делом своей жизни музыку, потому что ноты Людмила освоила раньше, чем азбуку. Но после окончания школы в 1937 году Целиковская отправилась в училище имени Щукина. На экзаменах ей удалось рассмешить и покорить строгую комиссию, и девушку зачислили в число студентов.
Юная Людмила Целиковская.
На вопрос приемной комиссии с кем она готовилась к экзаменам, Целиковская ответила по-детски: «С мамой!» Раздался дружный хохот. А когда спросили, как ее зовут, она с непосредственностью сказала: «Людмила Васильевна!» Комиссия лежала от смеха. На экзамене она прочла «Сон Татьяны» и спела романс.
Людмила Целиковская.
На втором курсе Людмила вышла замуж за однокурсника по Щукинскому училищу Юрия Алексеева-Месхиева. Они были очень юными и бескомпромиссными, и смогли прожить вместе меньше года.
Театральная биография Людмилы Целиковской началась еще в годы студенчества. Примерно в то же время она дебютировала и в кино. В 1939 году ее пригласил режиссер Юдин, который приступил к съемкам картины «Сердца четырех». Актриса всегда говорила, что из всех ее работ эта картина для нее самая важная и любимая. Картина вышла в 1941 году.
Следующий раз актриса связала себя узами брака с писателем Борисом Войтеховым. Он был ее горячим поклонником, оказывал знаки внимания, и это не могло не вызвать взаимности. Они поженились в 1939 году и были супругами на протяжении двух лет.
Параллельно с картиной «Сердца четырех», Людмила работала на съемках ленты «Антон Иванович сердится», которую снимал режиссер Александр Ивановский. Актриса всегда сама исполняла все музыкальные композиции в картинах, но эта стала исключением. Вместо нее в этом фильме звучал голос певицы Деборы Пантофель-Нечецкой.
Начало войны застало актрису в Ленинграде, но она смогла вернуться в столицу, а потом попала в эвакуацию в Омск. Там и нашла ее телеграмма, в которой ее приглашали на роль в «Воздушном извозчике». Оказывается, одну из ролей — Наташу Куликову, писали специально для Целиковской.
Там же на съемках Людмила знакомится с Михаилом Жаровым. Роман был страстным, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. Они оставили свои семьи, поселились в гостинице. Для Жарова развод с женой, Людмилой Полянской, обернулся сердечным приступом и больницей. Полянская скандалила, угрожала, писала вовсе инстанции с требованием — повлиять на известного всей стране советского актера, вернуть в семью.
Муж Людмилы тоже не собирался отступать — начал писать и рассказывать о ней гадости, добиваясь того, чтобы и друзья, и знакомые отвернулись от нее. Но Людмила и Михаил оставались вместе не смотря ни на что. Вместе участвовали во фронтовых концертах для советских солдат, посетили много воинских частей.
Я, конечно, понимаю, что с точки зрения общепринятой морали третий муж в 23 года — наверное, плохо, но я считаю, что лучше честно уходить, когда чувствуешь, что не любишь больше человека. И что гораздо хуже заводить романы «втихаря»- писала Людмила в письме отцу.
Расписались они в том же году. Спустя много лет, когда актриса достигла почтенного возраста, она говорила, что так, как любил ее Михаил, не любил никто. Жаров называл ее Машенькой. Перед приходом домой он звонил и спрашивал: «Машенька, рыбки хочешь?» и неизменно приносил что-то вкусное. Жаров боготворил свою красавицу-жену, всячески баловал и заваливал подарками.
С Михаилом Жаровым.
Легендарный режиссер Сергеем Эйзенштейн, который позвал Целиковскую сниматься в картине «Иван Грозный». Актриса перевоплотилась в царицу Анастасию. Но судьба решила сыграть злую шутку — фильм вышел на экраны в победном 1945 году и все актеры, сыгравшие ключевые роли, были удостоены Сталинской премии. Однако, Сталин лично вычеркнул ее имя из списка претендентов на сталинскую премию с формулировкой : «Царицы такими не бывают…»
«Иван Грозный».
С театром дела обстояли еще хуже. Ее уволили из театра, в связи с постоянными отлучками на съемки в кино. Восстановиться помог Эйзенштейн, который лично отправил письмо ее театральному руководству.В 1946 году актриса снялась в музыкальной комедии «Беспокойное хозяйство». Режиссером картины был Михаил Жаров, он в то время еще был мужем Целиковской. Зрители высоко оценили ленту, а вот по мнению критиков это была вершина безвкусия. Целиковская очень переживала.
Но вскоре Людмила, неожиданно для себя, влюбилась и приняла решение оставить Михаила Жарова. На вечеринке у режиссера Рубена Симонова она встретила Каро Алабяна, по проекту которого в 1934-1940 годах строился Центральный театр Советской армии, прокладывался Ленинградский проспект. Их семейная жизнь с Михаилом продлилась пять лет, и расставание с любимой женщиной Жаров переносил очень тяжело.
В 1948 году актриса вышла замуж за архитектора Алабяна. Спустя много лет она призналась, что именно Каро она любила больше всех остальных своих супругов. Он был старше на двадцать два года. В 1949 году у них родился сын Александр, Целиковской было на тот момент тридцать лет. Счастливому отцу позвонили в четыре утра, а уже в восемь утра Каро Алабян был в роддоме имени Грауэрмана с букетом из ста роз, заказанных в Ботаническом саду. Роды были легкими и Людмила Васильевна, выписавшись из роддома беспечно смеялась: «Хоть десять еще рожу!»
Людмила Целиковская, Каро Алабян с сыном.
Вначале за ребенком приглядывала няня, а потом мать Людмилы Васильевны. Когда заболел ее трехлетний сын, у которого обнаружили полиомиелит, Целиковская ушла из театра и кино, и посвятила себя борьбе с болезнью. Она с ребенком уехала на дачу в Вороново. Рано вставала, занималась бегом с сыном, в течение дня несколько раз делала массаж, заставляла его нагружать больную ногу. Она даже лазала по деревьям вместе с Сашей, купила ему велосипед, боксерскую грушу, гантели. Ей удалось восстановить его здоровье. Об этом периоде своей жизни Людмила Васильевна написала в дневнике: «Если бы я знала все об этой болезни, наверное, выбросилась бы с балкона!»
Режиссеры никак не хотели видеть в Людмиле драматическую актрису, поэтому единственной работой в этом жанре долго оставался фильм «Иван Грозный». Но когда ее позвали на съемочную площадку «Повести о настоящем человеке», актриса очень обрадовалась. Это была еще одна серьезная характерная роль.
В 1950 году счастью актрисы наносится еще один удар — на Каро Алабяна завели уголовное дело, и он чуть не угодил в тюрьму, за его дерзость в отношении Берии. Источники утверждают, что Алабян попал в опалу, когда в Москве началось строительство высоток. Каро заявил на заседании в присутствии Берии: «Высотки требуют огромных средств, а людей надо выселять из коммуналок!» Тут же появился приказ Сталина об освобождении академика Алабяна от занимаемых должностей. Алабян пришел домой и встал на колени перед женой: «Прости, если бы я знал, что так случится, то никогда бы не женился на тебе!»
Спас его давний друг Анастас Микоян, посоветовав Каро на время уехать из Москвы в Армению. Людмилу с ребенком и мамой, жившей с ними, выселили из роскошной квартиры. Несколько лет ей пришлось скитаться по углам у друзей, жить на дачах. Семья жила на ее крошечную зарплату.
Кадр из фильма.
В 1955 году актриса порадовала своих поклонников картиной «Попрыгунья». Чиновники никак не отреагировали на появление этой ленты, а вот Венецианский фестиваль наградил ее «Серебряным львом» и званием лучшего фильма на иностранном языке. Это была одна из
громких ее ролей, принесшая ей всесоюзную славу, но и окончательно утвердившая за ней образ веселой простушки-хохотушки.
Кадр из картины «Попрыгунья».
Затем в карьере актрисы наступил долгий перерыв. Когда возвратился Каро, вернули квартиру и, казалось, жизнь опять начала налаживаться… Но судьба наносит очередной удар — в 1959 году Каро Алабян умирает от онкологического заболевания. Их сыну Саше исполнилось только десять лет. В те тяжелые времена ее поддерживали Анастас Микоян и режиссер Юрий Любимов, с которым актриса была знакома со студенческих лет. Он же и стал ее гражданским последним мужем. Их отношения длились шестнадцать лет.
Хотя Людмила Васильевна была истинно народной артисткой, но звание народной артисткой РСФСР получила очень поздно, только в 1963 году, из-за плохого отношения к ней Сталина. Ее обожал простой народ, но не любили власти, называя ее роли наивными и безыдейными. Режиссеры приглашали ее сыграть наивную простушку, но актриса упорно отказывалась, не желая остаться в памяти зрителей в этом амплуа.
До 1970-го она не сыграла ни одной роли в кино, выходила только на театральные подмостки. В 1975 году Людмила и Юрий расстались из-за измены Любимова. Юрий сам признался об этом. Его новой пассией стала молодая переводчица и журналистка из Венгрии Каталина Кунц.
Людмила приняла это как сильная женщина, не став выяснять отношений, без публичных скандалов и битья посуды. Свою последнюю роль известная актриса сыграла в фильме «Репетитор», который зрители увидели в 1987 году. После этого она больше ни разу не была на съемочной площадке. В последние годы Людмила Васильевна жила с семьей сына Александра.
Ее жизнь была окутана легендами. Однажды, это были сороковые годы, Целиковскую схватили на улице, затолкали в машину и привезли в органы, предложив стать сексотом. Находчивая Целиковская сказала: «Вы знаете, я по ночам разговариваю!» и ее отпустили.
Своему сыну Александру Целиковская рассказала, что как-то после спектакля ее и еще одну актрису пригласили в особняк Берии, якобы на просмотр кино. После сеанса усадили за накрытый стол, стали домогаться. Взбешенная Целиковская изо всех сил влепила звонкую пощечину наглецу и кинулась к выходу. Сын Александр спрашивал: «Кому влепила то?» Людмила Васильевна отвечала: «То ли Мамулову, то ли Кобулову, кому-то с рожей оливкового цвета… Не поняла даже!» Бежала и думала: сейчас пристрелят! Удивительно, но и тут ее отпустили. А другая актриса испугалась и осталась в особняке, хотя потом была все равно отправлена в лагерь. А от Целиковской отстали, посчитав, что если она так себя ведет, то у нее точно есть высокий покровитель, может Сам?
Людмила Васильевна любила водить автомобиль и часто летом ездила в Крым. Ее подруга Надежда Якунина, с которой они отдыхали, должна была вернуться на неделю раньше в Москву, и Целиковская попросила позвонить волновавшейся маме — Екатерине Лукиничне и сказать,что у нее все в порядке. Надежда позвонила и в ответ услышала: «Наденька, а как там Люсенька? Как у нее с головой?»
Якунина сказала: «Нормально. Плавает, загорает, в теннис играет». Встревоженная мама попросила Надежду заехать к ней. Когда женщины встретились, Екатерина Лукинична сказала: «Понимаете, Наденька… Люсенька в каждом письме мне пишет, чтобы я не ела рис. Рис очень вреден для здоровья. Я вообще-то не собиралась его есть. Но когда Люся в пятом письме написала об этом, я забеспокоилась. А сегодня принесли телеграмму: «Мама. Рис очень вреден для здоровья. От него можно умереть. Люся.» Я забеспокоилась и решила, что Люся заболела».
Когда Целиковская вернулась, подруга ей рассказала о рисе. Людмила Васильевна долго смеялась: «Надя, уезжая, я спрятала свои «цацки», опасаясь воров, в банку с рисом, и забыла сказать маме. Проснулась в Форосе и представила, как в кастрюле плавают мои кольца и серьги и мне стало плохо».
Болезнь настигла Целиковскую в 1989 году. У нее диагностировали рак, который и привел к летальному исходу. Но сама актриса до последнего не знала о своем диагнозе. Ее не стало 4 июля 1992 года. Актрисе было 72 года. Местом ее успокоения стало Новодевичье кладбище, где она навечно соединилась с мужчиной, который был любовью всей ее жизни — Алабяном. А вот мужчина, с кем она прожила дольше всего — Любимов даже не пришел проводить ее в последний путь.