Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

Советские картины снимались в условиях цензуры, дефицита, ограниченного бюджета и оттого получались еще прекраснее. Например, из «Иронии судьбы» хотели вырезать сцены в бане, аэропорту и драку, а на роль Жени Лукашина претендовал Андрей Миронов. За каждым фильмом, получившим награды и всенародное признание, стоит огромная режиссерская работа, старания всех участников съемок и талантливые импровизации актеров, чьи фразы стали крылатыми.

Мы разделяем любовь к культовым картинам советского кино и смог разыскать интересные детали в нескольких из них.

Старик Хоттабыч

Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)
  • Леша Литвинов завершал учебу в 5-м классе, когда в его школу пришли из «Ленфильма» и отобрали несколько ребят для кинопроб. На роль Вольки в комедии выбрали другого мальчика, но спустя месяц режиссер понял, что Литвинов подходит больше. И его пригласили снова.
  • Волька по сюжету блондин, и Литвинову осветлили волосы с помощью перекиси водорода.
  • На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин. Режиссер выбрал одесского актера Николая Волкова, малоизвестного, но в гриме он идеально подходил на эту роль.
  • Когда снимали фильм, никто не знал, какого цвета должны быть бананы. Их сделали из папье-маше и покрасили в зеленый.
  • Спецэффекты в фильме были на уровне с Голливудом. Для картины разработали специальную камеру, пленку, проявочную машину (этим занимался НИИ телевидения).
  • Сцена, где старик Хоттабыч помогает футбольной команде, снималась при участии настоящих футболистов, но картонных зрителей — ими заполнили трибуны. Крупные планы зрителей-болельщиков снимали уже на людном стадионе.
  • Вместо мороженого Хоттабыч ел творожные сырки — никто не хотел, чтобы актер простудился. Побочным эффектом такого решения было то, что Волков видеть не мог творожные сырки всю оставшуюся жизнь.

Москва слезам не верит

Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

© Москва слезам не верит / Мосфильм

  • Многие, в том числе члены съемочной группы, считали фильм слишком уж «дешевой мелодрамой», и Меньшову приходилось преодолевать сопротивление. Это была его вторая режиссерская работа.
  • На роль Кати он приглашал Анастасию Вертинскую, Ирину Купченко и Маргариту Терехову, но они все отказались.
  • Родители Натальи Вавиловой, которая должна была сыграть роль Александры, запретили ей сниматься в этом фильме: они видели ее будущее в дипломатии. Уговорил их Алексей Баталов, придя с режиссером картины к ним в гости.
  • Алексей Баталов вначале вежливо отказался от роли Гоши. Режиссер уже решил звать Вячеслава Тихонова (Штирлица), но ночью ему позвонил Баталов, сказав, что прочитал сценарий еще раз и передумал.
Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

© Человек-амфибия / Ленфильм
© Москва слезам не верит / Мосфильм

  • Фильм купило более 100 стран мира. Так, США приобрели право показа за $ 50 тыс., заработав на нем за год $ 2,5 млн. При этом сценарий ленты занял лишь 3-е место на московском конкурсе, никто из режиссеров-тяжеловесов не согласился его экранизировать. Меньшов ввел новых героев и переписал часть сцен.
  • Режиссер посчитал, что звонок и сообщение о том, что картина получила «Оскар», — это первоапрельский розыгрыш. Но затем его пригласили в Госкино и поздравили. Из страны на церемонию вручения Меньшова не выпустили, и «Оскар» получал представитель посольства. Режиссеру дали ее подержать, но в итоге он «попросил оставить статуэтку хотя бы на ночь дома» и не вернул.
  • Вера Алентова получила много писем из разных стран, в том числе из Канады, Франции, даже Анголы и Гвинеи. В них женщины писали: «Это я, это история про меня». Судьба условной Кати оказалась намного шире, чем предполагали во время съемок: «Я думаю, что такое же завоевание проходит любая девушка, попадая в столицу в абсолютно любой точке земного шара», — сказала актриса.
  • Рональд Рейган посмотрел фильм не менее 8 раз, как раз перед встречей с Михаилом Горбачевым. Таким был способ американского президента разобраться в том, что такое русская душа.

Служебный роман

Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

© Служебный Роман / Мосфильм

  • «Сейчас зачешу себя поуродливей — и в кадр!» — с такими словами вышла на съемочную площадку Алиса Фрейндлих, лично пересмотревшая все платья костюмерной в поисках самого страшного, подходящего для Калугиной. «Только очень большая актриса способна так безжалостно уродовать себя», — сказал о ее работе Эльдар Рязанов.
  • Фрагмент, где все женщины красятся на рабочем месте, — находка режиссера. Однажды он увидел, как его жена с приятельницей сидят и красятся, и подумал, что это отличный ход, нужно лишь задействовать побольше людей. Поэтому он сказал актрисам и массовке: «Девочки, давайте наводите марафет». В это время их снимали скрытой камерой, и кадры получились прекрасными.
  • В квартире Калугиной все продумано до мелочей и соответствует образу интеллигентного руководителя: по книгам видно, что их читают, а не держат ради красоты, а на стене висит картина Амедео Модильяни «Девушка в матроске».
Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

© Служебный Роман / Мосфильм
© Amedeo Modigliani / Girl in a Sailor’s Blouse

  • Гримеры тратили по нескольку часов, чтобы «превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева». И то же самое касалось уставшего Басилашвили: ему нужно было выглядеть лощеным Самохваловым. Басилашвили безуспешно пытался уговорить режиссера поменять их с Мягковым местами, но Рязанов не сдался и лишь написал актеру расписку, что обязуется снимать его во всех своих фильмах.
  • На часах в кабинете Калугиной всегда было одно и то же время — 9:30.
  • Ставшая крылатой фраза: «Пойдемте же, пойдемте же… спасать кошку!» — как и вся сцена романтического ужина Калугиной и Новосельцева у нее дома — талантливая импровизация актеров. Рязанов заранее просил как можно больше импровизировать, утешая актеров тем, что потом все неподходящее вырежет.
  • Съемки в транспорте (автобусе, электричке) с толкучкой проходили в самый настоящий час пик полускрытой камерой.

Вокзал для двоих

Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

© Вокзал для двоих / Мосфильм

  • Для Рязанова «Вокзал для двоих» был картиной, завершающей трилогию фильмов о любви (вместе с «Иронией судьбы» и «Служебным романом»).
  • Съемки фильма начинались не с начала, а с конца. Одной из первых была сцена с поцелуем, что для Басилашвили и Гурченко было неловко: познакомиться они толком не успели, так как встретились за 2 часа до начала съемок.
  • Эпизод, во время которого герои бегут в колонию, снимали в лютый мороз: —30 °C. Усталость была для них настоящей, они падали и спотыкались, ползли по снегу. У Гурченко после этих съемок были разбиты колени.
  • Режиссер зашел в тупик после того, как Михалков отыграл свою роль: это была мастерская импровизация с хулиганской сценой в ресторане, но она не соответствовала сценарию. После этой сцены получалось, что возлюбленный героини — вакса, размазня. Выход нашла Гурченко, предложив, чтобы Рябинин подошел к Вере и тихо спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?» Идея была в том, что Вера будет любить его любым: хоть слабым, хоть и не героем.

Ирония судьбы, или С легким паром!

Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)

© Служебный роман / Мосфильм
© Ирония судьбы, или С легким паром! / Мосфильм

  • Андрей Миронов пробовался на роль Жени Лукашина. Режиссер дал актеру каверзную сцену, в которой Миронов произносит: «А я у женщин никогда не пользовался успехом… еще со школьной скамьи», — и вышло это неестественно. Никто бы не поверил, что такой мужчина, как Миронов, мог быть непопулярным у женщин.
  • Госкино и «Мосфильм» не хотели запускать фильм в производство. И снимать двухсерийную картину в те времена позволялось лишь в случае, если в ней отражались глобальные проблемы мира. Пьяный мужчина, который не туда приехал, — явно не такая тема. Картину спасло телевидение, на котором были рады сериалам.
  • Рязанов хотел, чтобы роль Нади сыграла Светлана Немоляева. Он называл ее Чаплином в юбке. Многие актрисы пытались — и только ей предложили целых 8 проб. Она снималась в сценах и в парике, и без, играла на гитаре, пела, скандалила при виде незнакомца в квартире. Но все было не то. Рязанов сказал о пробах: «Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо. Но личные качества актрис… не совпадали со свойствами героини». Немоляевой, по ее воспоминаниям, он тогда отказал со словами: «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».
  • Барбара Брыльска репетировала 3 дня, чтобы движения губ попадали в текст песни, которую исполнила Алла Пугачева.
  • Редакционная коллегия просила вырезать сцену драки Лукашина с Ипполитом и фразы типа: «Пошел вон!», «Выметайтесь отсюда!», которые, по мнению экспертов, были не в характере Жени и Нади.
  • Кадры, где машина Ипполита крутится на льду, снимались на асфальте, политом маслом: снег был в некотором дефиците.
  • Показ фильма был запланирован на 1 января. За полгода с момента окончания съемок до показа режиссер натерпелся: картину называли безнравственной, требуя вырезать сцены в бане и аэропорту. Но после выхода присудили Госпремию.

Какие советские фильмы нравятся вам больше всего?

www.adme.r