Как Катерина ходила по магазину: эпизод из «Москва слезам не верит», на который я раньше не особо обращал внимания

Недавно ко мне пришел сын, и в это время по телевизору шел один из моих любимых фильмов «Москва слезам не верит». Решили посмотреть его вместе. Когда на экране появились кадры, где Катерина ходит по магазину, сын обронил: «Как же точно показали бедность, дефицит». Я не сразу понял, что он имел в виду, ведь фильм совсем не об этом.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

В процессе обсуждения выяснилось, что сын раньше никогда не обращал внимания на эпизод с покупками. Видел, но значения не придавал. Честно говоря, я и сам не замечал эту сцену. Меня больше привлекали характеры и судьбы персонажей, а не антураж.

Решил еще раз пересмотреть кадры, где главная героиня ходит мимо полок с одинаковыми банками, складывая все подряд в тележку, а когда продавец привозит вареную колбасу, Катерина вместе с другими покупателями буквально набрасывается на товар.

При этом я обратил внимание, что она берет первый попавшийся кусок, даже не обращая внимания на название и состав. И лишь отойдя от тележки, мельком рассматривает, что взяла.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

А ведь когда-то и я сам так же ходил в магазин. На полках действительно стояли однотипные банки с разными уксусными консервами, но покупать их не всегда хотелось, они порядком надоедали. И колбасу брал, никогда не разглядывая цену, состав, срок годности.

Во-первых, потому что знал, что советская колбаса вкусная и сделана по ГОСТу, и к тому же сроки годности не нарушены, ведь на полках она не залеживалась. А, во-вторых, я был большим любителем «Докторской», мог есть ее на завтрак, обед и ужин. Потому, если видел на прилавке, то первым рефлексом было поскорее взять и положить в авоську.

Сын тоже обратил внимание, что скопление людей у тележки с колбасными изделиями показано в фильме так, словно это вошло в привычку. Реакция покупателей отражена, как норма для того времени.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

В разговор вмешалась жена, она предположила, что мы столько лет не обращали внимание на этот эпизод, потому что для старшего поколения такая ситуация действительно была стандартной, ничем непримечательной. Она и сама часто брала с полок то, что нужно, и то, что потом просто лежало «про запас».

Так, она вспомнила, как накупила впрок сыну несколько пар одинаковых ботинок разных размеров на вырост. Так и провалялись они на антресоли долгое время. Сын тоже вспомнил, что относив пару, не хотел больше надевать такие же, только на размер больше.

А еще она покупала впрок ткани, причем те, из которых никогда бы не стала шить себе платье. Потом мы большую часть раздали, а из каких-то заказали пошив постельного белья.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

А еще сын заметил, что в магазине не видно свежих фруктов и овощей. Судить по небольшому эпизоду, конечно, сложно. Снабжение овощами и фруктами было сезонное, например, томаты в середине января не купишь. Но тогда мои родители имели дачный участок, где выращивали картофель, тыквы, кабачки, морковь, лук. Все это хранилось в кладовке довольно долго, поэтому особого дефицита овощей я не замечал.

Кстати, в фильме показан богатый урожай, который Катерина помогла подруге Антонине собрать на даче, а потом сделать из него заготовки. Это было обычным делом в то время.

С фруктами сложнее. Такого выбора мандаринов, апельсинов, бананов, как сейчас, в любое время года точно не было. Бананы я покупал в Москве связками. Они были еще зеленые и потом дозревали где-нибудь на полке.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм, 1979 год.

Правда, дети часто не могли удержаться и съедали их недозревшими. Видимо, с тех пор моему сыну полюбились именно неспелые бананы, переспевшие он терпеть не может.

В советское время все кинокартины проходили жесткую цензуру перед выходом в широкий прокат. И фильм «Москва слезам не верит» был одобрен «на верху» даже с этим эпизодом, показывающим дефицит в советских магазинах того времени.

Это доказывает лишь то, что такая ситуация казалась в то время настолько привычной, что никто не увидел в ней ничего предосудительного или порочащего СССР.

skverweb.ru