Самая, пожалуй, красивая Джульетта из всех экранизаций трагедии Шекспира к Италии отношения не имела, но, оказавшись там на съемках ставшего потом культовым фильма Дзеффирелли, влюбилась – в Рим, в режиссера, в свою собственную героиню.
Сейчас такой фильм снять бы не удалось: не только из-за того, что нет в живых мастера, который увидел настоящий талант в юной Оливии Хасси; скорее, потому, что та Джульетта была слишком юной — настолько, что не могла попасть на кинопоказ фильма, в котором снималась – из-за возрастных ограничений.
Как дочь аргентинского певца получила роль в фильме итальянского режиссера
Оливия Хасси приняла участие в съемках в шестнадцатилетнем возрасте
Дзеффирелли при подборе актеров на главные роли в фильме сделал ставку на юность – впервые в истории кино приблизившись к замыслу автора пьесы. Он искал не опытную драматическую актрису для игры в классическом произведении, он искал свою собственную Джульетту – и разглядел ее в амбициозной и одновременно стеснительной девочке, которая смущалась от откровенных эмоций шекспировских персонажей, но при этом с самого детства упорно шла по выбранному пути.
Оливия Хасси считала себя человеком стеснительным, что не мешало ей развиваться в профессиональном плане
Сказать, что Оливию Хасси открыл как актрису Франко Дзеффирелли, было бы не совсем правильно. Режиссер заметил девушку еще во время лондонского спектакля с ее участием «Расцвет мисс Джин Броуди». Там Оливия играла ни много ни мало с самой Ванессой Редгрейв. Но и это не было актерским дебютом, он состоялся значительно раньше.
К моменту съемок Хасси уже была актрисой с довольно большим стажем
Оливия родилась 17 апреля 1951 года в Буэнос-Айресе, ее отцом был оперный певец Андреас Осуна. Через два года родители разошлись; еще спустя пять лет мать Оливии, англичанка Джой Хасси, забрала дочь и сына и уехала в Лондон. С этой поры девочка жила под материнской фамилией.
Уже тогда Оливия твердо знала, кем хочет стать, в интервью она признается, что мечтала быть актрисой с тех пор, как ей исполнилось четыре. Ей удалось попасть в театральную школу Конти, довольно дорогую; обучение удавалось оплачивать в том числе благодаря гонорарам, которые девочка получала за исполнение эпизодических ролей в театре и кино и за участие в рекламе.
Сама Хасси рассказывает, что решила стать актрисой в четыре года — и с тех пор уверенно шла к своей цели
В поисках Джульетты Дзеффирелли просматривал тысячи писем и фотографий, проводил кастинг с сотнями девушек. На один из них пришла и Оливия. Сначала она не произвела особенного впечатления на мэтра, но позже он увидел игру Хасси в «Мисс Броуди» и заинтересовался. Оливия пришла на пробы снова, исполнив перед камерой монолог Джульетты со снадобьем – после чего и Франко, и присутствовавший там же представитель компании «Парамаунт», финансировавшей съемки, уверились в том, что перед ними – та самая, настоящая Джульетта. Но в фильм эта дорогая Оливии сцена не вошла.
«Ромео и Джульетта»: слава и затворничество
Действие происходит в эпоху Раннего Возрождения
Когда Дзеффирелли подвел Оливию к зеркалу, уложив волосы на прямой пробор, та рассмеялась, потому что почувствовала себя «нелепо». А в зеркале отразилась настоящая красавица эпохи Возрождения. Итальянец знал, что делает – недаром когда-то была документально установлена его родственная связь с самим Леонардо да Винчи.
«Прекрасная Ферроньера» да Винчи; за создание костюмов к фильму Данило Донати получил «Оскара»
Партнером Хасси по фильму стал Леонард Уайтинг, старше всего на год, мальчик из простой английской семьи. Оба в результате получили «Золотой глобус» за самый многообещающий дебют, а фильм стал настоящим событием. По заключенному на несколько лет контракту с «Парамаунтом», актеры отправились в мировое турне для продвижения фильма. Сама Оливия вспоминает, что, несмотря на ее восхищение Дзеффирелли и его талантом, несмотря на теплые отношения с Уайтингом, которые продолжаются и по сей день, эти разъезды по миру дались ей нелегко. Денег, несмотря на успех картины, актеры получили совсем немного, «Джульетта» не могла купить красивой одежды, а нагрузка – фотосессии, публичные мероприятия – была колоссальной. Ромео и Джульетту всюду встречали овациями. Даже обеденный перерыв между многочасовыми съемками и встречами превращался в интервью очередному журналу или газете.
С Леонардом Уайтингом и Франко Дзеффирелли
Оливия Хасси была представлена королеве Елизавете и вскружила, как шептались тогда, голову принцу Чарльзу – наследник престола танцевал с юной актрисой и казался очень увлеченным ею.
Последовали предложения от Голливуда – но эти возможности Хасси забраковала или упустила, и в ближайшие пару лет после выхода «Ромео и Джульетты» не снималась. К тому же, у нее обострилась агорафобия, болезнь открытого пространства, с которой актриса боролась на протяжении многих лет. В 1971 году она вышла замуж за актера Дина Пола Мартина, родила сына Александра. Брак распался спустя семь лет, но теплые отношения Оливия и Дин сохранили до самой его гибели в 1987 году.
На «королевской» премьере фильма
В 1977 году судьба снова свела на съемочной площадке Оливию Хасси и Франко Дзеффирелли – на этот раз его музе предстояло сыграть Марию в фильме «Иисус из Назарета». Как и в прошлом проекте, приходилось выкладываться на все сто процентов – режиссер проявлял крайнюю требовательность, буквально выжимал из актеров все их возможности. Роль далась нелегко — в том числе и потому, что Оливия была воспитана в католических традициях. Некоторые сцены она переживала особенно тяжело, например, ту, где Мария оплакивает снятого с креста Иисуса.
«Иисус из Назарета»
А спустя год состоялись съемки детектива по роману Агаты Кристи – «Смерть на Ниле». Оливия тогда переживала развод и вообще находилась не в лучшей форме по причине все той же агорафобии. Но на участие в фильме согласилась – было слишком опрометчиво упускать возможность сняться с таким количеством звезд мировой величины: Бетт Дэвис, Анджелой Лэнсбери, Мэгги Смит, Питером Устиновым.
«Смерть на Ниле»
Сначала – семья и духовное развитие, потом — карьера
Фильмография Оливии Хасси насчитывает несколько десятков киноролей, но свое внимание она не направляла на одну лишь карьеру, прекрасно осознавая, что такой культовый проект, как «Ромео и Джульетта» — событие уникальное, наивно ждать от каждой роли такого же оглушительного успеха. Свою мечту – сыграть когда-нибудь мать Терезу – она исполнила в 2003 году, причем сценарий одобрила сама монахиня.
«Мать Тереза из Калькутты»
А с Уайтингом, который состоялся скорее как музыкант, чем как киноактер, их свела жизнь в проекте под названием «Социальное самоубийство» 2015 года – фильме о том, как разворачивалась бы история Ромео и Джульетты в современных условиях. В этот раз в съемках принимала участие и дочь Хасси от третьего брака – Индия Айсли.
Дочь Оливии — Индия Айсли
Оливия Хасси
Оливия Хасси много лет общалась с индийским гуру, помогавшим актрисе, по ее словам, справиться с болезнью и научиться «жить здесь и сейчас». Когда-то во время интервью она не выпускала из рук сигарету, с возрастом от этой и других вредных привычек Оливия отказалась. С отцом, некогда вычеркнутым из жизни, она наладила отношения. Франко Дзеффирелли, кумир и источник вдохновения Хасси, скончался летом 2019 года в возрасте 96 лет.
smotrimvse.ru