«Храни его на письменном столе» — все также лирично звучит в вечерней маршрутке, тот или иной водитель такси сделает погромче любимый блатнячок, а что уж говорить про какую-нибудь пивнуху в спальном районе. Ну, и даже самый отъявленный хипстер наверняка знает припев «Владимирского централа».
Пытаясь как-то осмыслить этот феномен, мы пришли к выводу, что на самом деле в шансоне скрыто невероятно много отсылок к разным философским идеям и течениям. Просто никто этого не замечает в силу особенностей жанра, ассоциирующегося только с воровской долей, зоной и дурновкусием.
Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно. Что мы и имеем здесь: лирический герой проводит довольно четкое разделение «тело/душа» и сознательно отрекается от тела, существующего в этом мире для низменных целей («отчета ментам»). Также автор этих строк пытается оспорить Ницше, полагавшего, что «тело и есть душа».
Ответ эпикуреизма на вопрос о том, как обеспечить счастье каждому человеку, заключался в следующем: наслаждайся, но обдуманно. Другими словами, хорошая жизнь – это благополучие и отсутствие боли и страдания. Крайне редкая мировоззренческая позиция в шансоне, выразить которую мог себе позволить только Михаил Круг.
Солипсизм – философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Грубо говоря, мир героя этой песни сузился до пространства его тюремной камеры, а все, что за ней – это уже виртуальное. Крайняя степень не одиночества, но эгоцентризма.
Как писал Пауль Целан: «Кто нас вылепит снова из земли и из глины — никто, отпоет наш прах. Никто». Смысла не существует. Ничто не имеет значения. Никакие боги не вмешаются. Именно об этом поет Бутырка, но поет абсолютно бесстрашно и в этих обреченных словах даже чувствуется некий задор. Нигилистический задор перед лицом неизбежного.
Эскапизм – побег от опостылевшей реальности. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке, не имел собственности. Герой этой песни Круга стремился куда-то в ту же степь, в собственный рай на земле – Магадан, наследуя таким образом пример древнегреческих философов.
Отсутствие структурности. Симулякры Бодрийяра. Книги Ролана Барта. Идеи Жака Деррида. Все это скрывается за простой строчкой Вороваек, в которой суровая тюремная реальность деконструирует обычные спички, превращающиеся в праздничные свечки.
Сартр считал, что человек находит и проявляет свою свободу в выборе, но не простом выборе (что поесть или надеть сегодня), а находясь в какой-нибудь экстремальной ситуации, балансируя между жизнью и смертью. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Именно экзистенциальный выбор и абсолютное бесстрашие перед лицом смерти мы и наблюдаем в «босяцких» строчках Ивана Кучина.
Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки – божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен. Самый главный хит Вороваек был явно записан под впечатлением от Сократа и от того, как спокойно он воспринимал суд над собой и отказался от бегства.
Евгений Кемеровский явно был эмпириком, ведь в этой песне проглядывает собственный горький опыт, являющийся единственным источником познания. Певец в некотором смысле отрицает привычную шансоновскую браваду («сколько я зарезал, сколько перерезал») и напоминает всем своим собратьям о горечи утраты, имея в виду какие-то сугубо личностные переживания.
Детерминизм – учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений. Как говорится, «suum cuique», каждому свое. Беломорканал поет о смирении перед своей воровской судьбой, и просит всего лишь о некоторой справедливости («берегла судьба лишь бы от гада»). Это перекликается с тем, что писал еще Платон в «Государстве»: «справедливость есть, если кто-либо делает свое и не вмешивается в дела других». Вор – ворует, а затем мотает за это срок; тому, кого обокрали, вернется стократ. Но «посредникам», «шавкам мусорским», нет места в этой цепочке, как нет и оправдания.
Вышеизложенное – это «aurea mediocritas», как писал Гораций в своих «Одах», «золотая середина» для любого ровного пацана. Маму нужно любить, мусоров и беспредельщиков – гасить, а вот жизнь проживается для братана, с которым идешь бок о бок. И с которым хоть в ад или в рай, или на земли край – ничего не страшно. Платонизм учит нас, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений – и это на 100% относится к пацанству, которое было, есть и будет всегда.
Автор: Олесь Николенко