Из Советского Союза с любовью: 12 нежных фильмов о чувствах

Советский Союз гранитной идеологией любовь припрятал в угол: важно было строить светлое будущее, а любовь — это частное дело, не первой важности. Но без фильмов о любви не обойтись, хоть в кино ей всё время что-то мешало: то родители, то возраст, то обстоятельства. С горчинкой была эта любовь. Да, не всё ладилось, но любовь была, и какая! Здесь — несколько ярких картин из советской эпохи.

Любимая женщина механика Гаврилова

19

Рита (Людмила Гурченко) ждет механика Гаврилова у ЗАГСа. С ней друзья, дочь Таня, а затем — какие-то случайные прохожие, влюбленная пара, похищение невесты. Жизнь идет своим чередом, а Рита ждет. Один из самых пронзительных фильмов Петра Тодоровского, признание в любви всем женщинам, что верят в счастье, несмотря ни на что.

Сто дней после детства

20

Сергей Соловьев ухватил уходящее детство за хвостик и закупорил в своих кадрах: пионерское лето, природа млеет и подталкивает юные сердца к выражению чувств. Но как сказать Ергольцевой, что любишь ее? Юный Митя Лопухин уже извелся, а детство машет рукой, прощаясь. Неотвратимо, как приближающийся сентябрь.

Три тополя на Плющихе

21

Из-за этой картины пролито немало слез! Всего один день, два персонажа: деревенская женщина Нюра (блистательная Татьяна Доронина) и водитель такси (Олег Ефремов). Случайная встреча и несколько часов грустного томления. А момент, когда главная героиня ищет ключ — один из самых пронзительных в истории нашего кино.

Вам и не снилось…

22

Катя и Рома полюбили друг друга. Да, они школьники, но их любовь далека от плотской. Однако мать парня внезапно становится «на дыбы» и устраивает всё, чтобы пару разлучить. В ход идут шантаж, кляузы и обман. Но настоящая любовь убирает все преграды. Актерский дуэт Татьяны Аксюты и Никиты Михайловского, пожалуй, самый трогательный в нашем кино, им веришь безоговорочно.

Раба любви

23

Ольга Вознесенская (прототип Веры Холодной) — актриса, звезда. Но страну лихорадит от Гражданской войны, так что многим уже не до кино: решается судьба страны и важно, на чьей ты стороне. Ольга влюбляется в оператора Потоцкого, и эта любовь отнимет у нее детей, кино и жизнь. Драма Никиты Михалкова, кроме ощущения катастрофы, наполнена светлой грустью об эпохе, которая сгинула навсегда.

Еще раз про любовь

24

В конце 60-х «Еще раз про любовь» стала бомбой, на пьесу в театр было не попасть и потому ее решили перенести на экран. Татьяна Доронина играла и в театре, и в кино, так что образ стюардессы Наташи стал для всех советских женщин образцом для подражания, а стюардессами хотели работать почти все юные барышни. Эта лента и сейчас смотрится, словно артхаус: внутри нервные и чудаческие диалоги, а атмосфера невероятна для 1968 года, будто снимали в параллельной вселенной.

Тени забытых предков

25

Невероятно красивый и страстный фильм Сергея Параджанова рассказывает о Ромео и Джульетте из рода гуцулов, маленькой этнической группы украинцев. Иван и Маричка любят друг друга, хотя их кланы враждуют. Параджанов снял свою картину как поэму, и ее поэтику Эмир Кустурица, например, считает непревзойденной и отдает дань уважения мастеру в своих шедеврах «Андеграунд» и «Время цыган».

Романс о влюбленных

26

Это советский мюзикл, в котором режиссер заставляет играть все детали: цвет, звук, манеру съемки. Обычная история, причудливый любовный треугольник призван показать зыбкость любви, ее крах и жизнь после того, как любви больше нет. Андрей Кончаловский удачно совместил в своем фильме поэзию и прозу, создав невероятной силы произведение.

Законный брак

27

Любовь на фоне войны — частый мотив для советской мелодрамы. Война оставила серьезный ожог на стране, в том числе и потому, что домой не вернулись отцы, мужья, братья. А скольких людей она разметала по стране просто так, играючи. И скольких соединила. Герои Игоря Костолевского и Натальи Белохвостиковой вступают в фиктивный брак, чтобы попасть в Москву, каждый по своим причинам. Но всё идет не так, как хочется, и двое узнаю друг друга ближе.

Люблю. Жду. Лена

28

Советское роуд-муви, путь мужчины к загадочной женщине через реки, поля и горы. Почти сказочное повествование, дорога к неведомой любви прерывается воспоминаниями героя о том, что было. Такой случайный шедевр о несбывшемся.

Белые ночи

29

Без классики не обойтись: больше полувека назад Иван Пырьев, постановщик знаковых картин «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки», открыл для себя Достоевского и «заболел» им. «Белые ночи» — одно из самых трепетных произведений Федора Михайловича: несколько ночей и несмелая любовь Мечтателя и Настеньки, одиноких и печальных.

Предчувствие любви

30

Изобретатель Сергей (Александр Абдулов) жаждет отыскать идеальную девушку. Отвергая Леночку (Ирина Алферова), он продолжает поиски. Чуть наивный, но добрый фильм о стремлении мужчины идти в поход за тридевять земель за счастьем, которое рядом — занятная реализация вечного сюжета.

из ivi.ru