Артистка называла великого кинематографиста своей единственной любовью. Смерть супруга разделила жизнь Ирины Скобцевой на «до» и «после», но по сей день ее заслуженно называют хранительницей звездного рода Бондарчуков.
После роли Дездемоны красоту и обаяние Ирины Скобцевой оценили не только зрители, но и режиссеры. Как раз на съемках «Отелло» у актрисы начался бурный роман с Сергеем Бондарчуком, изменивший ее судьбу. Отныне артистов воспринимали как единое целое, идеальную пару, представить расставание которой было невозможно.
Их разлучила смерть — 26 лет назад Сергей Федорович скончался от инфаркта. Переживая потерю близкого человека, Скобцева с головой ушла в работу. Утешали ее только дети, ставшие продолжением знаменитого отца и унаследовавшие его таланты. Но на долю Ирины Константиновны выпало еще одно тяжелое испытание: дочь Алена умерла от онкологического заболевания.
Беды не сломили дух артистки. Сегодня Ирина Скобцева отмечает 93-й день рождения, а мы вспоминаем успехи звезды кино, заботливой жены, матери и бабушки.
МИСС ШАРМ
Ирина Константиновна появилась на свет в Туле в семье научных работников. С детства Скобцева хотела стать искусствоведом и по окончании школы поступила в МГУ, чтобы осуществить мечту. Постепенно планы студентки менялись: участвуя в университетских спектаклях и конкурсах, она все больше проникалась миром театра. Решающую роль сыграла музейная практика в Третьяковской галерее, во время которой девушка осознала, что не желает провести жизнь в полумраке хранилищ.
Следующим шагом Ирины Скобцевой стало поступление в Школу-студию МХАТ. Актерское ремесло пришлось ей по душе, а первый успех в кино не заставил себя ждать. Дебютировав в роли Дездемоны в «Отелло», актриса получила звание «Мисс шарм Каннского фестиваля», хотя триумф дался ей нелегко.
«Когда меня утвердили на роль, я была очень худая. Хотела к началу работы хоть немного поправиться, пила молоко с маслом. Такой начался диатез — все лицо пошло буграми», — рассказывала Скобцева в программе «Судьба человека».
С тех пор режиссеры жаждали увидеть артистку в своих фильмах. Следующей победой Ирины Константиновны было участие в ленте «Обыкновенный человек», а затем в ряде проектов Георгия Данелии.
После картины «Сережа» актрису даже прозвали музой Данелии. К тому же, его фильм «Я шагаю по Москве» принес Скобцевой огромную популярность. Но артистка не обходила вниманием и других постановщиков. С 60-х Ирина Константиновна часто снималась в лентах мужа Сергея Бондарчука: «Война и мир», «Борис Годунов».
Хотя многие называли Ирину Скобцеву актрисой русской классики, она легко меняла репертуар. Так, в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» артистка избавилась от надоевшего корсета и облачилась в современную одежду, чтобы воплотить на экране образ фотографа.
В 2000-е Ирина Константиновна снималась в телефильмах «Зависть богов» и «Женская логика». Кроме того, звезда кино участвовала в картине Федора Бондарчука «Обитаемый остров», оценив наследственный талант сына.
РАЗЛУЧНИЦА?
Первым мужем Ирины Константиновны стал журналист Алексей Аджубей, но этот по сути «студенческий» брак продлился недолго. Для миллионов поклонников артистка навсегда осталась супругой Сергея Бондарчука. Многие считали, что Скобцева и Бондарчук познакомились на съемках картины «Отелло», но встреча актеров состоялась гораздо раньше.
«Мы познакомились за полтора года до «Отелло» на троллейбусной остановке. А потом всю дорогу ехали в транспорте. Тогда у нас мозги и поехали. Мы в тот год виделись раза три. А уже потом вместе играли», — поясняла Ирина Скобцева.
Чувства артистов крепли с каждой новой сыгранной сценой, однако события развивались слишком быстро. Для съемок требовались планы венчания, и Бондарчука со Скобцевой отправили в Ригу. То ли представителя собора не предупредили, что это делается для фильма, то ли все подстроили коллеги, но церемония прошла по-настоящему.
«Ксендза начал нас венчать и обвенчал по всем правилам. И когда мы выскочили оттуда, Бондарчук мне сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!» — делилась Ирина Константиновна.
Романтика зашкаливала: после венчания Сергей Бондарчук шутливо пригласил всю труппу отпраздновать событие. Но Ирине Константиновне было не до смеха — избранник, женатый на Инне Макаровой, не спешил уходить из семьи. Скобцевой и Бондарчуку пришлось четыре года скрывать чувства, прежде чем он развелся. Ирину Скобцеву тут же окрестили разлучницей, что сильно усложнило ее жизнь: партийное руководство осуждало актера за расставание с супругой, а с новой избранницей запрещало выезжать за границу.
В 1959-м Сергей Федорович наконец женился на Ирине Константиновне. Через три года у пары родилась дочь Елена, которую также звали Аленой, а еще через пять лет — сын Федор. В семье шутили, что они «дети войны и мира»: девочка появилась на свет в момент утверждения актеров на роли в киноэпопее, а мальчик — когда выходила на экраны последняя часть мини-сериала. Супруги много работали, поэтому воспитание наследников доверили бабушке.
Именно благодаря поддержке жены Бондарчук решил попробовать себя в амплуа режиссера: Ирина Скобцева верила, что он сможет экранизировать «Судьбу человека» Михаила Шолохова. В итоге за картину Сергей Федорович удостоился Ленинской премии. Его следующим триумфом стала «Война и мир», номинированная на «Оскар».
«Эта картина ему дорого обошлась. Он… умирал на ней. Внезапно остановили съемки и велели срочно готовить первую серию для фестиваля. Нужно было все срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть», — вспоминала Скобцева.
Впечатленные киноэпопеей итальянские продюсеры пригласили талантливого постановщика снять ленту «Ватерлоо». Бондарчук был постоянно занят на съемках, но при этом в 70-х супруги нашли время на преподавание во ВГИКе. Сергей Федорович имел огромное влияние в мире кинематографа, но всему когда-то приходит конец.
НЕВОСПОЛНИМЫЕ ПОТЕРИ
Роковую роль в жизни звездной семьи сыграл проект Бондарчука «Тихий Дон». Вернувшись к творчеству Шолохова, режиссер собрался снять по его роману мини-сериал. Это происходило в конце 80-х, когда в СССР начался кризис кинематографа. Денег на задумку взять было негде, и Сергей Федорович обратился за помощью к коллегам из Италии.
Работа закончилась скандалом: зарубежные продюсеры заявили, что бюджет картины исчерпан, и завершить ее невозможно. Эта неудача подкосила режиссера, а Ирина Константиновна впоследствии отмечала, что не будь «Тихого Дона», муж прожил бы гораздо дольше. Здоровье кинематографиста ухудшилось, а в 1994-м он скончался от инфаркта миокарда.
«Позднее мне часто говорила дочь Алена: «Мама, у тебя нет друзей». А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему», — делилась Ирина Скобцева.
Пришлось заново учиться жить без возлюбленного, с которым она провела столько счастливых лет. Опорой Ирины Константиновны стала Алена, поддержавшая маму в трудный период. «Дочка была моим плечом, все впитала от Бондарчука», — подчеркивала актриса.
В память о грандиозной работе супруга Скобцева выкупила права на материалы «Тихого Дона». 15 лет пролежав на полке, фильм вышел на экраны в 2006-м. Его монтировал Федор Бондарчук.
Казалось, жизнь вошла в привычное русло. Скобцева снималась в сериалах и играла в театре, наблюдала за успехами дочки-актрисы и сына-режиссера. Новая беда в семье произошла в 2009-м: наследница Сергея Федоровича и Ирины Константиновны серьезно заболела. О неутешительном диагнозе, раке, она узнала слишком поздно. Усилия врачей были тщетны — Алена Бондарчук скончалась в 47 лет.
«Алены я лишилась почти так же, как Сергея. Она была дочерью своего отца. Теперь глава моего дома, моей души — сын Федя. Я могу посоветоваться и во всем довериться ему», — говорила Скобцева.
На долю Ирины Константиновны выпало много испытаний, но она не опустила руки, а продолжила работать и вести активный образ жизни. С особой гордостью артистка говорит об успехах звездной династии: ее внуки, Константин Крюков и Сергей Бондарчук-младший, тоже стали актерами. В 2018-м Скобцева получила от президента «Орден почета» и приз «Кинотавра» «За трепетность таланта и чарующую женственность».
«У меня сто картин, а значит, сто женщин. Если бы я пошла по линии Дездемоны, ничего бы не получилось. Всю жизнь я была на преодолении. Такова моя судьба», — заключила артистка.
По материалам «Коммерсанта».
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Отелло», кадр из фильма «Зигзаг удачи», кадр из фильма «Женская логика», кадр из фильма «Судьба человека», кадр из фильма «Тихий Дон»