Сегодня, 13 марта, исполняется 66 лет Ирине Алферовой. Своими васильковыми глазами она приворожила не одно поколение зрителей. В неё и сегодня влюблены тысячи мужчин. В нашем обзоре редкие фото из личного архива одной из самых красивых актрис Советского Союза.
Красота доставляла Алфёровой гораздо больше хлопот, чем радости. Очень рано, ещё будучи школьницей, Ирина поняла, что нравится мальчикам, особенно когда танцует. Впрочем, это поняла не одна она. Из-за своей красоты Алфёрова уже в детстве столкнулась с завистью подруг.
Повышенное внимание мужчин и негатив со стороны женщин продолжали преследовать Ирину и в институте. Поэтому, чтобы избежать неприятных эмоций и обвинений в том, что она опять вскружила всем парням голову, на танцевальных вечерах Ирина устраивалась в уголке… Как рассказывает актриса, у неё даже комплекс тихони выработался. Зато подруги были рады и не уставали повторять:
«Ты у нас такая хорошая, вся из себя этакая скромница… Да разве ты пойдёшь на свидание с тем парнем! А с этим — и подавно нет…»
Ирина тяготилась своей привлекательностью не только из-за зависти подруг. Были и другие причины. Во многих интервью Алфёрова говорила, что её задевает, когда о ней говорят как о красивой актрисе. Ей всегда хотелось, чтобы кто-то оценил её актёрские способности.
Красота — это подарок природы, а роли — её личное достижение, продукт её труда. И тем не менее красота помогала Ирине. По крайней мере в кино. В 1972 году, когда Алфёрова заканчивала ГИТИС, ей выпал счастливый билет — роль Даши в телеэпопее «Хождение по мукам». Фильм удался.
До сих пор эту её работу критики называют чуть ли не самой лучшей. Ещё одна прекрасная роль — Констанция в приключенческом сериале «Д’Артаньян и три мушкетёра». Несмотря на то что Ирина потрясающе сыграла юную француженку, озвучивать героиню режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич поручил не ей, а Анастасии Вертинской.
«Ира — славянский тип. И французская лёгкость ей несвойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у неё грубоватый голос», — объяснил режиссёр.
Фильм имел оглушительный успех.
А вот в Ленкоме внешность Алфёровой не помогла. В театре её задействовали лишь в кардебалете и небольших ролях. Как рассказывал коллега Ирины по Ленкому Александр Збруев, ей катастрофически не хватало работы.
«Но, к счастью, — говорил он, — она смогла не утонуть в рутине. Ирина, как та лягушка, упавшая в кувшин с молоком, барахталась, взбила масло и выбралась. Она набила уйму шишек, но всё это только благоприятно отозвалось на её творческой потенции. Алфёрова очень серьёзно выросла. У неё начался новый творческий этап, на более высоком уровне. Она поверила в себя. Её искренность переходит через рампу в зрительный зал, завораживая публику».
Сегодня Ирина играет в «Школе современной пьесы», она настоящая звезда этого театра: именно для Алфёровой ставят спектакли и специально на неё ходят люди.
В 1976 году Ирина Алфёрова была приглашена в труппу Ленкома. Именно там она и познакомилась с Александром Абдуловым. Встречу с будущим мужем актриса запомнила навсегда.
Алфёрова пришла на спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Увидела на сцене главного героя — высокого красавца Александра Абдулова и влюбилась в него в первую же секунду. Её очаровали его бархатистый голос, крупные руки…
Как рассказывала потом Ирина Ивановна, она словно растворилась в его образе… «Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах»: способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша», — признавалась она. И Абдулов, конечно, не приметить такую красивую женщину, как Ирина Алфёрова, не мог…
А потом Ленком отправился на гастроли в Ереван. Однажды, гуляя по огромному парку, Александр спросил Ирину в упор: «Возьмёшь в мужья?» Алфёрова пошутила: «Вот пронесёшь меня через весь парк на руках — отвечу!» И он выполнил то, что она просила. Абдулов держал Алфёрову на руках, и никого в тот момент, кроме них двоих, не существовало. Изумлённых взглядов прохожих влюблённые просто не замечали, и Ирина чувствовала себя счастливейшей женщиной на свете.
Когда Абдулов и Алфёрова поженились, их сразу окрестили самой красивой парой советского кино. Так оно и было на самом деле. Первые годы они жили в общежитии. Свою квартиру им помог получить знаменитый актёр, коллега по Ленкому Евгений Леонов.
Ирина и Александр страстно любили друг друга, растили дочку (Ксению Алфёрова родила от болгарского дипломата Бойко Гюрова в 1974 году, но Абдулов относился к девочке как к родной). Казалось, что их союз идеален. Но… Ходили слухи, что актёр выпивал, часто дрался. Люди судачили о многочисленных романах неисправимого ловеласа Абдулова, а Ирине приписывали любовную связь с певцом Александром Серовым. Как бы то ни было, в конце концов терпение у Алфёровой кончилось, и в 1993 году брак самой красивой актёрской пары российского кинематографа распался.
После развода Алфёрова призналась, что она была настолько несчастна, что каждая клеточка её тела трепетала, у неё «даже кончик носа дрожал». Тем не менее бывшие супруги поддерживали нормальные отношения. Александр Абдулов всегда приглашал Ирину Ивановну в антрепризные постановки, в которых участвовал, и искренне не понимал, почему люди считают, что они непременно должны враждовать. «Мы столько лет прожили вместе — разве это можно выкинуть из жизни? И потом Ира — профессиональная актриса», — говорил он.
В год развода Ирина познакомилась со своим будущим любимым мужчиной — актёром Сергеем Мартыновым. Он дал ей то, в чём она так нуждалась, — моральную поддержку, чувство плеча. Их роман закрутился на съёмках картины «Звёздный шериф». Правда, в законный брак Ирина и Сергей так и не вступили.