В мире сложилась двоякая ситуация: с одной стороны, всё больше людей стали внимательнее относиться к приобретению одежды, отказываясь от ненужных вещей, с другой — масс-маркет продолжает выпускать коллекции два раза в месяц, и некоторые готовы их покупать.
И хотя выражение «осознанное потребление» кого-то до сих пор заставляет закатывать глаза, есть люди, чей пример доказывает, что это совсем не страшно. Bomba.co знакомит вас с пятью девушками, воплощающими «теорию малых дел». Они не поддерживают индустрию, сопряжённую с загрязнением окружающей среды и тяжёлыми условиями труда, а находят винтажные модели, шьют вещи сами или выменивают их у подруг.
Марина Чуйкина
28 лет, создательница Strogo Vintage
Покупает одежду только в секондах и винтажных магазинах
Я начала интересоваться винтажными вещами поздно: многие коллеги рассказывают, что ходят по секонд-хендам с детства, но у меня такой истории не было. Наоборот, я очень радовалась, когда появился масс-маркет.
«Benetton», «Sasch» вызывали у меня восторг. У нас была в меру обеспеченная семья, но мне даже в голову не могло прийти, что в секонде можно найти что-то круче, чем в магазине.
Первый раз я столкнулась с миром винтажной одежды в Барселоне, и он меня по-настоящему зацепил. Начался этап, который проходят почти все, когда ты обращаешь внимание только на очень необычные, эксцентричные вещи. Ты думаешь: «Зачем мне базовая хлопковая рубашка, если я могу купить такую же в Zara?» А в винтажном магазине находишь старый жакет «Ralph Lauren» с эполетами и звёздами или расшитое бисером платье. К примеру, моей первой покупкой стали штаны дикого кроя из Мексики и платье с сумасшедшим принтом в духе Матисса. Тогда у меня был переломный момент в жизни: я оставила работу в редакции и ушла в искусство, начала носить очень странные вещи и грабить гардероб бабушки и мамы. Мне было двадцать три, и я искала свой стиль.
После я уехала пожить в Европу и там уже прониклась секондами по-настоящему. Я поняла, что покупать в них можно абсолютно всё: от неношеных купальников до хлопковых лифчиков с ретросилуэтом. В Берлине меня озарило, и я решила, что хочу сделать это cвоим делом. Я привезла оттуда небольшой чемодан с очень классными вещами: мне повезло встретить коллекционера, который собирал их по всей Германии. К тому же курс евро был такой, что можно было накупить гору всего.
Сейчас свое дело для меня — возможность предлагать людям одеваться в крутые вещи отменного качества и кроя по цене масс-маркета. Для проекта я закупаю в основном в Cтокгольме и Азии. Себе же нахожу вообще везде. Когда я вижу все эти классные модели из Стокгольма, мне уже жалко оставлять их себе.
Меня не смущает маленькая дырочка на кашемировом свитере, но большинство, по моему опыту, всё равно хотят, чтобы одежда была в идеальном состоянии — даже в секондах.
Самое дорогое, что я себе покупала, — пышная юбка «Kenzo» за 80 евро из очень тонкого хлопка, как раз у того немецкого коллекционера. Таких денег я, конечно, обычно не трачу. Cейчас я захожу в COS, в котором раньше сметала всё, вижу рубашку за шесть тысяч рублей и думаю: «Я недавно нашла тренч Burberry за эту цену, как я могу её купить?» А самая дешёвая и удачная покупка — кожаная куртка «Versace» за 100 рублей, найденная на «блошке» в России.
Когда я только начинала, у нас был поток девушек из мира искусства: дизайнеры, художницы, фотографы. Сейчас я вижу самых разных людей из совершенно разных сфер. Бывают и те, кто не понимает ценности вещей, грубит, и у меня, честно говоря, не всегда хватает терпения что-то объяснить. При этом ребята из нового поколения «ВКонтакте» почти все в теме. Возможно, у них не всегда есть деньги, но зато им всё это интересно: для них уже купить вещь в секонде гораздо круче, чем в масс-маркете.
Юля Рэй
36 лет, писатель, блогер, продвигающий идею этичного образа жизни и вегетарианство.
Отказалась от изделий из кожи и старается покупать только у экомарок.
Я больше не могу радоваться обладанию вещами, из-за которых кто-то в мире страдал, тем более что этого легко избежать.
Я достаточно знаю о загрязнении окружающей среды и об использовании детского труда при производстве копеечных футболок, которые мы сгребаем десятками в одинаковых цветах. Станем ли мы от этого красивее? Не думаю. Нужно ли нам всё, что мы покупаем? Точно нет.
Своим примером я бы хотела показать, что в 21 веке человечество может пользоваться новыми технологиями. Уже не нужно бегать с копьём и шить одежду из шкур — хотя это было бы честнее, чем содержать отвратительные массовые производства и профессиональные бойни. Сама я не ношу винтаж — у меня более современный стиль; мне больше нравится идея переработанных вещей. При этом для меня важно, чтобы одежда была не только этичной, но красивой и качественной: ничто не заставит меня надеть бледную робу, хоть и из местной органической крапивы. Мой выбор cегодня — Stella McCartney, Kowtow, Beyond Skin, YCL Jewels.
Человеку сегодня не нужна вся одежда, которую он покупает. В ситуации, когда глаза разбегаются от огромного выбора, может помочь принцип выбирать только лучшее, то, что сделано с любовью. Вот это настоящая роскошь.
Юлия Ли
25 лет, начинающий дизайнер одежды. Носит вещи, которые сшила сама
Мне неинтересно просто прийти в магазин и купить там готовую одежду. Сейчас процентов семьдесят моего гардероба — это вещи, которые я сшила сама.
Больше всего мне нравится выбирать ткани. У меня есть несколько любимых мест, куда я обычно отправляюсь за ними: набор везде разный, а материалы сильно варьируются по цене. Бывает и так, что я покупаю ткань не для конкретной вещи, а просто потому, что она мне понравилась: она может долго лежать, пока не придёт идея, что с ней делать.
В пятнадцать лет я сшила себе первые брюки и кофту. С двадцати двух я стала делать луки полностью, включая верхнюю одежду; сейчас шитьё — это неотъемлемая часть меня.
У меня множество вещей в недошитом состоянии из-за того, что много времени отнимают индивидуальные заказы. Наверное, торчащие нитки уже можно назвать отличительной чертой моего стиля, хотя я шью довольно аккуратно — но я их не стесняюсь. Не нравится это только маме: она оценивает с профессиональной точки зрения и cчитает, что это небрежно.
Аня Юдакова
33 года, художник, окончила курсы анимации и хочет делать мультфильмы в будущем
Шьёт для себя; сделала почти всю мебель в доме сама
Я начала шить в последних классах школы: магазинов тогда особо не было и все покупали на рынках, но мне не нравилось, как я выгляжу в вещах оттуда. Дома у нас была старая машинка с двумя строчками: прямой и зигзагом, — с её помощью я перешивала мамины и папины вещи. После начала находить какие-то ткани у бабушки. Мной двигало желание сделать с собой и своими вещами хоть что-то — казалось, я могу шить бесконечно.
Cейчас я покупаю в магазинах по минимуму: бельё, лосины, тапочки. Недавно я окончила обувные курсы Андрея Жакевича и, возможно, в будущем начну делать и обувь. Я не люблю ходить по магазинам — от них только голова болит.
Я минималист в одежде: в ходу у меня около пяти вещей. Еcли модель мне нравится, я буду носить её до последнего, пока она не распадётся в клочья. Когда я понимаю, что больше не могу её надевать, то отдаю кому-нибудь.
Пожалуй, сложнее всего было шить зимнюю куртку с синтепоном — как минимум физически, потому что вещь огромная. Иногда я шью и детям, но редко и какие-то специфические штуки вроде платья на праздник. Всё равно они очень быстро вырастают из одежды.
У меня есть небольшой бренд, для которого я делаю аксессуары и игрушки. У меня cамой долго не было кошелька: в школе я носила деньги в карманах, и когда папа отдал мне свою старую кожаную куртку, сшила из неё свой первый прототип.
К мебели я приступила, когда мы переехали в однокомнатную квартиру. К тому моменту я поняла, что беременна вторым ребёнком, и жить вчетвером в ней казалось чем-то экстремальным. Эта квартира досталась нам от бабушки с дедушкой и выглядела соответствующе. Я поняла, что не могу купить ничего из готовой мебели, потому что там всё нужно было делать под наши нужды. Я люблю работать руками, так что начала её облагораживать. Началось всё с зеркала, потом стула; так, понемногу, я сделала почти всё, кроме огромных шкафов, которые заказывались в мастерской. Два года я ходила в эту квартиру как на работу: пилила и красила.
При этом я вряд ли могу делать мебель на заказ сейчас. Этот опыт был скорее вынужденным, а сама работа — очень тяжёлой и изматывающей. Но, конечно, я не жалею и, разумеется, оно того стоило: когда ты делаешь вещи своими руками, ты помогаешь не только себе, но и окружающему миру.
Ика Торадзе
22 года, искусствовед. Приобретает новые вещи преимущественно на своп-вечеринках
Первые своп-вечерники запустили важный процесс: всё больше людей стали понимать, что меняться одеждой — нормально. К тому же это отдельный девичий рай: единение там ощущается особенно сильно. Ты выходишь со свопа заряженным; возможно, многим этого не хватает в обычных магазинах. В отличие от продавцов, девушки всегда могут честно подсказать, нужна тебе вещь или нет.
Мне нравится, что у меня есть ограниченный выбор и что вещь попадает ко мне случайно. Либо я сживаюсь с ней, либо нет — тогда я просто передаю её дальше. У меня проработанный гардероб: лишнего я не держу и на свопах не хватаю всё подряд. Когда мне нужна определённая вещь, я просто формирую запрос в голове, и через какое-то время она сама попадает ко мне через своп. Мне кажется, это происходит даже быстрее, чем если бы я целенаправленно искала её в магазинах.
У меня есть подруги, которые на свопы ходят исключительно за редкостями — странными, яркими вещами, такие попадаются очень часто. Например, люди часто покупают что-то специально для вечеринки и надевают один раз. Одно время я жила с соседкой-стилисткой, которая тоже ходила на свопы. Перед её походами я устраивала ревизию: совсем крутые вещи, к сожалению, легко пропустить.
Одна из самых запоминающихся моделей, которые я насвопила, — шуба из искусственного меха из лимитированной коллекции H&M. Я бы никогда не обратила на неё внимания в магазине — подумала бы, что не буду её надевать из-за того, как она сочетается с моими кудрявыми волосами. В итоге носила её всю зиму.
Cейчас если я трачусь, то очень редко и лишь на по-настоящему особенные вещи — такие встречаются либо в поездках, либо у друзей-дизайнеров. Все деньги, которые раньше я бы потратила на пакет одежды из масс-маркета, сейчас вкладываю во что-то одно.