Долго жить не запретишь

Пандемия коронавируса шагает по планете, внося резкие коррективы в жизнь каждого из нас. И чем дольше длится этот карантинный режим, тем больше среди моих друзей нарастает раздражение и от множества ограничений, которыми он сопровождается, и от требований их точного и детального соблюдения.

Я ещё понимаю, почему надо выходить на улицу в маске и резиновых перчатках, но зачем нас обязали по возвращении домой снимать обувь за дверью квартиры? Зачем нас окружили таким количеством условностей?!» – возмущается мой приятель. Но евреям, как мне кажется, соблюдать эти ограничения должно быть куда легче, чем другим, возможно, потому что на протяжении долгих тысячелетий вся жизнь иудеев была окружена многими, на первый взгляд, условностями.

Кстати, это одна из главных точек расхождения между иудаизмом и христианством. Помнится, как-то судьба свела меня с симпатичным и очень интеллигентным христианским священником. И среди вопросов, которые он, будучи несколько лет назад у меня в гостях, поднял, был и такой: почему евреи воспринимают библейские заповеди столь буквально, а не символически, и требуют их не просто неукоснительного, но самого детального соблюдения?
– Помните, как говаривал Лев Толстой? «Не живите так подробно!» Согласитесь, что-то в этом есть. Именно эта скрупулезность отталкивает от иудаизма даже многих евреев, – с улыбкой добавил священник.

А был он у меня в гостях как раз по окончании пасхальной недели, когда евреи, как и сейчас, читают библейскую главу «Шмини», в центре которой рассказ о трагической гибели сыновей Аарона. «И взяли сыновья Аарона – Надав и Авигу – каждый свой совок, положили в них смесь благовоний и воскурили пред Б-гом огонь, оказавшийся чуждым, который Он им возносить не велел. И вышел огонь от Б-га, и пожрал их, и умерли они перед Ним», – гласит текст Пятикнижия.

Я напомнил священнику об этой библейской истории и рассказал, что существует множество объяснений, за что именно умерли Надав и Авигу, но все библейские комментаторы сходятся в одном: сыновья первосвященника недостаточно точно выучили «инструкции», а потому воскурили не тот огонь, за что и погибли. Таким образом, их смерть, по большому счету, стала результатом технической ошибки и несоблюдения инструкций.
– Главный урок этой истории в том, что цена любой ошибки может быть очень высока. Иногда эта цена – жизнь! Именно поэтому в иудаизме всё так скрупулёзно прописано, – объяснил я святому отцу.

Это, конечно, очень страшное осознание. И говорит, на первый взгляд, совсем не о милосердии Небес – ведь кара может прийти за любое отклонение от инструкций. Но, возможно, высочайшее милосердие и заключается в наличии этих инструкций!

Евреи всегда знали, что малейшая ошибка может повлечь за собой непоправимые последствия – слишком уж в наэлектризованном и опасном для жизни поле просуществовали они все последние века. Это как при наборе телефонного номера или адреса электронной почты: представьте себе, что вы ошиблись всего в одной цифре или букве, и всё – ваш звонок и письмо ушли в никуда.

Примечательно, что в этой же библейской главе «Шмини» впервые приводится список разрешенных и запрещенных евреям в пищу животных – подробный, исчерпывающий, с излишней, казалось бы, детализацией. И в нём, аккурат между запретом на употребление верблюда и пеликана, стоит вето и на летучую мышь. И тысячелетиями никому не приходило в голову, что подобная детализация может оказаться очень на злобу дня.

Особенно важно быть внимательными к деталям именно сейчас, во время всемирной пандемии, когда не вымытые по забывчивости руки могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому очень вас прошу: соблюдайте все запреты и ограничения, которые наложены врачами, даже если они вам кажутся глупыми, нелепыми и бессмысленными. Ибо тот счёт, который может выставить жизнь за их нарушение, вы, вероятно, не готовы оплатить.

jewish.ru