Бывают такие сериалы, где можно каждые несколько секунд нажимать на паузу и рассматривать, во что же одеты главные герои. Перед вами — небольшая подборка таких сериалов и подробности создания костюмов для них.
1. «Великолепный век»
За годы съемок местными швеями было изготовлено несколько тысяч костюмов. Герой мог менять наряд более четырех раз за одну серию.
«Готовых костюмов мы не использовали, — рассказывает художник по костюмам Сердар Башбуг, — сами рисуем эскизы и шьем. В сезон на каждого из главных героев шилось минимум по 50 костюмов. Ткани привозили на заказ из других стран. Использовались марки Valentino, Christian Dior, Dolce & Gabbana, один костюм обходился в 3 — 3,5 тысяч евро. Актерам было непросто привыкнуть к такой одежде — она очень тяжелая. Сами шили и обувь. Актрис, конечно, расстраивало, что им пришлось обойтись без каблуков, в те времена их еще не было».
2. «Аббатство Даунтон»
Несмотря на то, что сериал давно закончился, мы не устаем пересматривать его снова и снова. Следить за тем, как с наступлением XX века меняются и костюмы героев, — одно удовольствие: платья становятся короче, уменьшаются поля шляпок. Художница по костюмам Сьюзен Бакстон подошла к выбору нарядов для героев очень кропотливо: она обращала внимание не только на эпоху, но и на характеры персонажей.
К примеру, героиня Мэгги Смит, величественная леди Грэнтэм с неподражаемым чувством юмора, носила платья исключительно эдвардианской эпохи. Сьюзен говорила, что придумывала наряды для этой героини, думая об английской королеве Марии. В одной из серий леди Сибил (Джессика Браун Финдлей) появляется в свете в настоящих шароварах, что для той эпохи было невероятно дерзким решением.
А вот шляпки доставили оператору сериала немало хлопот — по его словам, они создавали тень на лицах героинь и снимать было непросто.
3. «Императрица Китая» (The Empress of China)
Сериал о У Цзэтянь, первой и единственной женщине в истории Китая, получившей императорский титул. У истории костюмов этой драмы целая история.
Действие сериала происходит в эпоху, когда на пике моды были платья с очень глубокими декольте. Как пишет Shenzhen Daily, китайских цензоров смутили столь открытые костюмы. Поэтому было решено превратить танских придворных дам в «говорящие головы», то есть вырезать сцены с ними так, чтобы грудь не попадала в кадр.
Гонконгский телеканал взял цензуру на заметку и придумал другое: потратил 15 млн юаней ($2,5 млн) на команду специалистов CGI (computer-generated imagery, «изображения, созданное компьютером») из 200 человек, чтобы они наложили виртуальную ткань на оголенные места актрис. Историческая часть от этого пострадала, но вот моральный облик китайцев — нет.
4. «Американская история ужасов: Отель»
Где костюмы — там Леди Гага, так что трудно обойти стороной этот сезон, где дебютировала странная дива. Пятый сезон AHS посвящен теме вампиров, главная среди которых, — владелица отеля Графиня. «Я бы не хотела, чтобы зрители думали, что они видят на экране Lady Gaga, — сказала певица в одном из интервью. — Я хотела бы, чтобы им казалось, что они наблюдают за Графиней. Это для меня очень важно, я потратила много времени, работая над этим образом».
Основой элегантного внешнего вида Графини стали костюмы главного художника по костюмам MGM времен «золотой эры» Голливуда Адриана и стиль нашей современницы Дафны Гиннесс.
«Графиня прожила около 100 лет, поэтому мы хотели через ее костюм охватить все десятилетия. Поскольку она всегда впереди моды, то я в первую очередь изучила все последние модные коллекции. Затем, чтобы придать ей ауру безвременья, обратилась к архивам моих любимых дизайнеров: Тьерри Мюглера, Ив Сен-Лорана и Вивьен Вествуд… И, конечно, особенно внимательно проштудировала стиль художников по костюмам Старого Голливуда, таких, как Адриан. Я сознательно не делала исследований других фильмов про вампиров, потому что не хотела быть под их влиянием», — рассказывала в одном из интервью художник по костюмам Лу Эйрич.
5. «Чужестранка»
В последнем сезоне действие сериала переносится из Шотландии XVIII века во Францию, что еще больше усложняет задачу художнице по костюмам и ее команде. Но эти ребята точно не боятся трудностей.
Более того, все началось именно с костюмов, ведь проект экранизации саги продюсеру Рональду Д. Муру предложили его жена, художник по костюмам Терри Дресбак, и со-продюсер Мэрил Дейвис.
Перед Терри стояла непростая задача: повседневные шотландские платья должны были хорошо смотреться при свете свечей и при этом быть аутентичными. Она прибегала к редким образцам ткани, а к климатическим особенностям страны приходилось подстраиваться отдельно.
«Когда я только начала работать над костюмами, сидя у себя на кухне в Лос-Анджелесе, я создала портфолио для всех персонажей и сотни статистов. Но как только я приехала в Шотландию, все это пришлось выбросить, потому что климат требует более теплой одежды, иначе у актеров случится переохлаждение из-за большого количества натурных съемок».
Форма солдат британской армии была сшита специально для этого телесериала, потому что те экземпляры, которые можно было взять напрокат, были неправильного оттенка алого. От ярких расцветок клановых тартанов, описанных в книгах Гэблдон, художник отказалась, разработав вместо этого несколько оригинальных расцветок. Каждый герой сериала носит килт по‑особенному.
«На постоянной основе в команде костюмеров работает 30 человек, — говорит Терри, — но иногда мы набираем еще людей, всего около 100 человек. Это зависит от того, что происходит на съемках».
А уж красное платье Клэр…
6. «Однажды в сказке»
Сериал для взрослых, которые в глубине души все еще немного дети. Для сериала было создано множество костюмов. За этим грандиозным проектом скрывается дизайнер Эдуардо Кастро.
Он же был автором костюмов Эльзы и Анны и платья, в котором Эльза была на коронации в оригинальном мультфильме. Но произведениями искусства можно считать не только женские костюмы (особенно те, что принадлежат Злой Королеве), но и мужские. Самой тяжелой вещью сериала была куртка Капитана Крюка из итальянской кожи.
7. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Мини-сериал по книге великолепной Сюзанны Кларк закончился так же быстро, как и начался. И он безусловно заслуживает премии за лучшую работу художников по костюмам и декорациям. Интерьеры и костюмы Англии начала XIX века с ее немного упадническим серым настроением воссозданы очень детально.