Балет — один из символов русского искусства. В ХХ веке на сцене Мариинского театра блистала целая плеяда выдающихся танцоров, среди которых была и настоящая прима — Анна Павлова. Эта легендарная артистка совершила настоящую революцию в балете, получила мировое призвание и прожила очень интересную жизнь.
Жизнь Анны Павловой всегда была окутана тайной, историки до сих пор спорят о том, кем были родители будущей выдающейся балерины, и какова настоящая дата ее рождения. Предположительно, девочка появилась на свет 31 января 1881 года, ее мать, Любовь Павлова, была обычной прачкой, а отец — крупнейшим банкиром и землевладельцем.
Анна была незаконнорожденным ребёнком, но отец заботился о ней, не скупясь на воспитание.
Благодаря финансовой поддержке девочка с детства посещала Мариинский театр, и брала уроки у лучших преподавателей Императорской балетной школы. Мастерству танца Анна обучалась 9 лет, но годы тяжелейших тренировок не прошли даром — танцовщица отточила мастерство и выработала собственную художественную манеру.
Попав в труппу Мариинского театра, Анна Павлова стала работать с балетмейстером Михаилом Фокиным, что в дальнейшем во многом определило ее успех. Именно Фокин поставил для Анны постановку «Лебедь», впервые она была показана в 1907 году на благотворительном вечере, а, спустя годы, получила название «Умирающий лебедь» и стала визитной карточкой русского балета.
Успех Анны Павловой был столь велик, что в 1908 году она отправляется в тур по Европе как одна из участниц программы «Русские сезоны», презентованной за рубежом Сергеем Дягилевым.
Изображение Павловой в роли умирающего лебедя украсило афиши мероприятия, и европейские столицы встречали ее выступления овациями.
Головокружительный успех вместе с тем не принес удовлетворения самой Анне Павловой. Ей наскучил размах и пафос, с которым подавались балетные выступления русской школы. Танцовщица была уверена, что танец красив сам по себе, словно драгоценный камень, и не требует дорогих оправ в виде пышных декораций и изощренного оформления сцены.
Быть может, именно это стало причиной того, что балерина перестает сотрудничать с Дягилевым, основывает свою труппу и отправляется гастролировать по миру самостоятельно.
Помимо Европы, Анна Павлова покорила Северную и Южную Америку. Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айрес, Коста-Рика и Гавана — где только не знали о русской приме. И везде ее выступления срывали аншлаги, а после ее гастролей зарождался истинный интерес к балету.
Анна Павлова жила в России до 1914 года, после — приняла решение уехать в Англию. Ее смелое творчество не соответствовало канонам зарождающегося советского искусства.
Жизнь гениальной балерины закончилась трагически в 1931 году. Во время одного из переездов в рамках мирового турне она попала в железнодорожную катастрофу и сильно пострадала от ушибов и переохлаждения. Скончалась балерина в Гааге, а прах ее был перевезен в Лондон.
Умирающий лебедь в исполнении Анны Павловой