Что означает татуировка на руке милиционера в фильме «Бриллиантовая рука»

Наверняка многие еще помнят замечательную советскую комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1969 года выпуска. В этом фильме был второстепенный, но крайне колоритный персонаж – милиционер Михаил Иванович в исполнении Станислава Юлиановича Чекана.

Одной из самых ярких деталей его образа была татуировка на правой руке с надписью «Миша» и рисунком не то восходящего, не то заходящего за горизонт солнца. Есть ли у этой татуировки какой-то смысл?

На съемках фильма. |Фото: ru.kinorium.com.

На съемках фильма. |Фото: ru.kinorium.com.

Во время съемок «Бриллиантовой руки» Леонид Гайдай требовал от исполнителей ролей включать фантазию и всячески дополнять прописанные для них образы. Конечно же, всякая импровизация должна быть одобрена режиссером, однако в целом на съемочной площадке царила атмосфера творческой свободы. Работая над образом милиционера Михаила Ивановича, Станислав Чекан предложил сделать на руке персонажа ту самую татуировку. Гайдаю идея понравилась, так как подобная наколка добавляла Мише загадочности и позволяла зрителю пофантазировать о биографии сотрудника органов правопорядка.

В Союзе наколки в первую очередь ассоциировались с криминальным миром. |Фото: tambov.kp.ru.

В Союзе наколки в первую очередь ассоциировались с криминальным миром. |Фото: tambov.kp.ru.

Что же означает татуировка с солнцем и именем? С надписью «Миша» все предельно просто. Это имя самого персонажа. В XX веке такие татуировки были весьма популярны. Как правило, имя накалывали в уменьшительно-ласкательном наклонении на пальцах руки или плече. Например, подобная татуировка с именем «Слава» была на руке Вячеслава Васильевича Тихонов – исполнителя роли советского разведчика Штирлица в сериале «Семнадцать мгновений весны». Татуировку Вячеслав Васильевич набил себя в годы «бурной молодости», в юности. Носил до конца жизни, но в кино постоянно приходилось или прятать руку, или гримировать татуировку.

Топай до хазы! |Фото: ya.ru.

Топай до хазы! |Фото: ya.ru.

Что же касается изображения восходящего солнца, то это графический символ Дальнего Востока и севера России. Очень часто такую татуировку в СССР кололи себе уголовники из числа тех, кто отбывал лишение свободы на северах. В уголовном варианте татуировки особое значение приобретало количество лучей. Каждый луч – это один год, проведенный в местах лишения свободы. Иногда уголовный вариант тату дополнялся надписями «Север» или «Восток», вписанными внутрь солнечного диска. Впрочем, делали татуировки с солнцем в Советском Союзе не только криминальные элементы. Кололи изображение и добропорядочные граждане преимущественно из числа моряков или военных, служивших и трудившихся на все том же Севере и Дальнем Востоке. Значительно реже татуировку с солнцем накалывали работяги других честных ремесел, трудившиеся в сложных условиях в тех же местах.

Очень часто такие кололи те, кто сидел на севере. |Фото: almode.ru.

Очень часто такие кололи те, кто сидел на севере. |Фото: almode.ru.

При этом важно помнить, что из-за популярности наколок в уголовной среде в Советском Союзе тату считалось скорее маркером маргинальности, нежели маркером неформальности. Граждане с наколками по понятным причинам вызывали подозрение. В случае с персонажем-милиционером в «Бриллиантовой руке» наколка может наводить на самые разные мысли. За некоторым исключением попасть на службу в органы правопорядка или государственной безопасности, имея за плечами криминальное прошлое, в Советском Союзе было нельзя. Поэтому очевидно, что милиционер Миша сам не сидел. Так что скорее всего наколку ему сделали для конспирации при работе на улице. Также возможно, что Миша мог быть «подсадной уткой» (агентом милиции в среде уголовников) в лагере или на зоне.

Милиционер под прикрытием вышел крайне колоритным. ¦Фото: jenskiymir.com.

Милиционер под прикрытием вышел крайне колоритным. ¦Фото: jenskiymir.com.

К слову, но сам Станислав Юлианович знал о местах лишения свободы не понаслышке. В 1937 году его отца арестовали как врага народа, а его в возрасте 15 лет отправили в детскую трудовую колонию. Семье Чекана повезло. В ноябре 1938 года главой НКВД становится Лаврентий Павлович Берия, который начинает чистку органов и проводит первую масштабную амнистию. В результате обвинения с отца Чекана были сняты, а Станислав отправился из колонии в ремесленное училище. Крайне иронично, что актерская карьера Станислава Юлиановича началась именно в трудовом лагере, там он впервые занялся театральной самодеятельностью, что также сыграло свою роль в выборе дальнейшего образования.

novate.ru