Спустя более четверти века создатели легендарной «Красотки» открыли карты и заявили, что финал самой известной голливудской истории про современную «золушку» мог быть совсем другим ─ более реалистичным и, увы, трагичным. Мы вспомнили, какие еще фильмы, ставшие классикой мирового кинематографа, могли остаться без счастливого конца.
«Красотка» (реж. Гэрри Маршалл, 1990 год)
Верится с трудом, но премьера «Красотки» была 27 лет назад ─ в США и Канаде она состоялась 23 марта 1990 года. Прошло много времени, но мы продолжаем наслаждаться ее безупречной экранной картинкой и романтической атмосферой, симпатизировать героям и верить в то, что чудеса случаются.
Тем удивительнее сейчас звучат откровения создателей незабвенной романтической комедии, окончательно утвердившей Ричарда Гира секс-символом и прославившей неизвестную до того времени Джулию Робертс: в интервью Vanity Fair и New York Post’s они заявили, что концовка ленты могла быть совершенно иной.
«Я уже не скажу, сколько времени было потрачено съемочной группой на споры о сценарии, ─ говорит Джеффри Катценберг, экс-председатель студии The Walt Disney Company (в ее подразделение входит кинокомпания Touchstone Pictures, занимавшаяся производством фильма). – Серьезно, фильм мог закончиться тем, что Вивьен не выдерживает свалившегося на нее счастья и заканчивает очень печально – умирает от передозировки наркотиков. Вот такой мрачный финал».
Оригинальная версия сценария отличалась жестким реализмом: Вивьен (Джулия Робертс) ─ была не только проституткой, но еще и наркоманкой, которой победить жизненные обстоятельства оказалось не под силу.
Согласитесь, трудно вообразить подобное развитие событий. Но первая черновая версия сценария вообще очень сильно отличалась от ставшего культовым сюжета о девушке с улицы, которую спасает принц на белом (пусть и стальном) коне. По замыслу сценаристов героиня Джулии Робертс Вивьен Уорд была проституткой-наркоманкой, заветной мечтой которой было не изменить жизнь к лучшему, а съездить в парк развлечений «Диснейлэнд». Туда она и должна была отправиться в первом варианте финала фильма, правда, не с Эдвардом Льюисом, а с подругой на автобусе ─ на заработанный за неделю сопровождения красавчика-миллионера гонорар. Немногим более оптимистичный расклад, но, по крайней мере, без летальных исходов.
Решающее слово было за режиссером. Гэрри Маршалл прислушался не только к интуиции, но и к студии Disney (ее руководство вовремя напомнило кинематографистам о том, под чьей эгидой они работают и в каком стиле должны действовать), и сочинил не слишком оригинальный, но непременный для любой сказки хэппи-энд. Драматический, по сути, фильм превратился в волшебную романтическую историю. Время доказало, что это было верное решение. «Красотка» стала самым кассовым диснеевским фильмом категории R (просмотр лицам до 17 лет рекомендован в присутствии взрослого): 4-е место по кассовым сборам в 1990 году в США ($178,4 млн) и 3-е место ─ в мире ($463,4 млн).
«Интерстеллар» (реж. Кристофер Нолан, 2014 год)
Над «Интерстелларом» работали два брата Нолана ─ маститый Кристофер («Престиж», «Темный рыцарь», «Начало») и его младший брат Джонотан. Второй предложил простую, но более логичную концовку фильма с лейтмотивом самопожертвования во имя глобальной цели спасения человечества.
Путешествие героя Мэтью МакКонахи в черную дыру Гаргантюа не подразумевало обратного билета: после передачи необходимых данных из глубин космической аномалии пространственно-временной проход закрывался, не оставляя шансов на возвращение.
Нолан-старший переиграл сюжет, не только усложнив его манипуляциями со временем и пятимерными кубами, но и увенчав хэппи-эндом – возвращением Купера из «кротовой норы» на космическую станцию вблизи Сатурна, его встречей с пусть и постаревшей, но еще живой дочерью Мерф и отлетом к светлому будущему на новой планете Эдмундс. Да, возможно, не слишком научно, зато позитивно ─ достойное вознаграждение за проведенные перед экраном 169 минут.
«Бойцовский клуб» (реж. Дэвид Финчер, 1999 год)
Снимая «Бойцовский клуб» по одноименному произведению Чака Паланика, Финчер четко следовал первоисточнику и изменил только концовку. В книге детонаторы не срабатывают, а главный герой оказывается в психушке в окружении фанатиков-санитаров, жаждущих продолжить войну против общества потребителей. Финчер пошел другим путем: он «убивает» альтер-эго Рассказчика выстрелом в затылок, возвращая ему единство сознания. Он остается на месте и с подругой Марлой наблюдает за взрывами и крушением американских высоток, которое символизирует падение прежнего мира. Жуткая красота – пожалуй, самое точное определение этой сцены. Кстати, сам Паланик после выхода фильма признавался, что режиссерский финал понравился ему больше своего собственного.
«Форрест Гамп» (реж. Роберт Земекис, 1994 год)
«Оскароносный» «Форрест Гамп» (в 1994 году фильм унес с церемонии вручения премии 6 статуэток) тоже был снят по мотивам книги ─ одноименного романа Уинстона Грума. Сценарист Эрик Рот добавил умеренную порцию ванили в повествование, чтобы получить умеренно-идеальную картинку, заслужившую такое признание. Да, финал его «Форреста Гампа» образцовым не назовешь: возлюбленная главного героя умирает от неизвестного вируса, от которого нет лекарства, и он воспитывает их сына в одиночку. Но даже такая, весьма умеренная для Голливуда трактовка, ужасно не понравилась автору оригинального «Гампа» Груму. Это неудивительно, ведь его роман куда реалистичнее, сатиричнее и в чем-то даже циничнее: в бумажной версии подруга Форреста Дженни остается живой-здоровой, но выходит замуж за другого, поэтому наблюдать за взрослением собственного сына он вынужден на расстоянии.
«Завтрак у Тиффани» (реж. Блейк Эдвардс, 1961 год)
Еще один режиссер, перетянувший одеяло в экранизации литературного произведения на себя – Блейк Эдвардс. Кинематографическую версию романа Трумена Капоте, разумеется, тоже украсил хэппи-энд: в финале фильма Холли Голайтли и Пол Варжак, стоя под проливным дождем, сливаются в страстном поцелуе (в книге главная героиня «теряется» в прямом и переносном смысле, и ни о какой «лав стори» речи не идет). Возможно, он пошел на такой ход, потому что история о любви альфонса с зачатками литературных данных и девушкой легкого поведения и «тяжелой» головой не обещала внушительных кассовых сборов. Но покорили зрителей и неподражаемая Одри Хепборн, и изумительный вечерний туалет, созданный специально для нее Юбером де Живанши, и проникновенный саундтрек, взявший в 1962-м «Оскара», Moon River, и милейший рыжий кот… Сказать по правде, сегодня мы вряд ли можем представить себе другой финал этой истории.