10 лучших фильмов Каннского фестиваля 2017

Лучшие фильмы Канн этого года – некоторые уже вышли в прокат, некоторые выйдут совсем скоро, а некоторые придется искать в Интернете. Но внимания достоин каждый.

«КВАДРАТ»

Рубен Эстлунд
В прокате с 7 сентября

ПРО ЧТО: куратор музея современного искусства делает вылазку за пределы своего ­привычного привилегиро­ванного мира.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля.

Автор «Форс-мажора» и «Игры» больше всего любит подвергать сомнению наши привычные оценки, мгновенные и предвзятые. «Квадрат» не исключение. Это интеллектуальная провокация, возникшая из постоянной для Эстлунда предпосылки: люди не столько играют определенные роли, сколько воспринимают других в соответствии с этими ролями.

«НЕЛЮБОВЬ»

Андрей Звягинцев
уже в прокате

ПРО ЧТО: пока двое упоенно разводятся, из дома исчезает ребенок.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: приз жюри Каннского фестиваля, самый обсуждаемый русский фильм года.

«Нелюбовь» – не о том, как и куда пропал мальчик, она о том, почему. Это кино про травмированную семью, травмированные поколения, травмированную и травмирующую страну. Агрессор и жертва сцепились в клубок и катятся, постоянно меняясь ролями. Этот клубок, по Звягинцеву, и есть Россия.

«ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ»

Бен Сэфди, Джошуа Сэфди
В прокате c 28 сентября

ПРО ЧТО: братья из Квинса – нервный, уверенный в себе Конни и психически нездоровый Ник – грабят банки.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: свободный и актуальный триллер с Робертом Паттинсоном.

Стиль нью-йоркского ре­жис­серского дуэта братьев Сэф­ди напоминает манеру молодого Мартина Скорсезе – прежде всего энергией и злобностью улиц. Их «Хорошее время» – свежий и непредвзятый подход к жанру криминальной драмы.

«ДОЧЕРИ АБРИЛЬ»

Мишель Франко

ПРО ЧТО: семнадцатилетняя Валерия не очень близка со своей красивой матерью. Поначалу совершенно непонятно, почему.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: звезда альмодоваровской «Джульетты» и «Земли» Хулио Медема Эмма Суарес в одной из главных ролей.

Мексиканский режиссер Мишель Франко на этот раз снял леденящий душу триллер о схватке матери и дочери, в котором созависимость двух женщин подпитывает настоящий хичкоковский ужас.

«УБИЙСТВО СВЯЩЕН­НОГО ОЛЕНЯ»

Йоргос Лантимос
В прокате с 16 ноября

ПРО ЧТО: за ошибку на операционном столе хирург должен принести жертву.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: режиссер – автор «Клыка» и «Лобстера», звезда греческой киноволны.

«Убийство священного оленя» – снятый в Америке триллер с Николь Кидман и Колином Фарреллом – оказался древнегреческой трагедией, ледяным античным хоррором с отсылками к Еврипиду, роком, хором и жертвоприношением.

«ЖАНЕТТ: ДЕТСТВО ЖАННЫ Д’АРК»

Брюно Дюмон

ПРО ЧТО: маленькая Жанна пасет овец и поет об уготованном ей свыше предназначении.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: самый невообразимый мюзикл на свете.

Брюно Дюмон – один из самых радикальных и известных режиссеров-авторов, обладатель каннского Гран-при за «Человечность», создатель «29 пальм», «Малыша Кенкена» и «В тихом омуте» – снял безумный мюзикл, в котором безыскусность переплетается с изощ­ренностью.

«ТИХАЯ НОЧЬ»

Цю Ян

ПРО ЧТО: родители ищут пропавшую дочь.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: лучший короткометражный фильм Канн этого года.

Поэтичную и сдержанную «Тихую ночь» можно назвать китайской «Нелюбовью» – вообще сюжет о родителях, измотанных выяснением отношений и потерявших своего (тоже измученного наездами) ребенка, в этом году так или иначе возникал в фильмах самых непохожих, казалось бы, режиссеров. «Тихая ночь» – самый деликатный подход к теме.

«ТЕСНОТА»

Кантемир Балагов
Уже прокате

ПРО ЧТО: Нальчик, 1998 год, в еврейской семье – похищение.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: самый яркий дебют года.

Кино ученика Александра Сокурова, свободное от московских зажимов, но при этом не спекулирующее на своей северокавказской идентичности. В «Тесноте» – предельно конкретное, отрефлексирован­ное изображение среды и времени встречается с подростковым бунтом, историей кого-то, кому случилось повзрослеть в Нальчике 1990-х.

«ХЭППИ-ЭНД»

Михаэль Ханеке
В прокате с 19 октября

ПРО ЧТО: при сомнительных обстоятельствах лишившись матери и хомяка, Ева переезжает к отцу, в дом семьи Лоран.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: новый фильм Михаэля Ханеке.

Условный сиквел предыдущей картины классика, «Любовь», и почти комедия – в том смысле, в котором комедию понимает Ханеке. Детство, распад семьи, привилегированность, беженцы и технологии – фильм, который напоминает скорее шутку гения, чем шедевр, вобрал в себя это все.

«НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ»

Хон Сан Су

ПРО ЧТО: издатель мечется между женой, любовницей и сотрудницей.

ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ: автобиографический фильм корейского режиссера.

Черно-белая разговорная кинопье­са на четверых: он, она, его жена и его новая сотрудница (муза режиссера и звезда «Служанки» Ким Мин Хи). Корейский «Осенний марафон» и уже второй фильм в Каннском конкурсе (после «Квадрата»), в котором герой – завравшийся, но симпатичный ­интеллектуал.

из gq.ru