Будь вам 12 лет, 32 года или даже 52, вам то и дело приходится слышать: «Это тебе знать еще рано… Ты не поймешь… У тебя для этого недостаточно опыта и знаний».
И действительно, многие вещи в нашей жизни верно воспринимаются лишь по прошествии долгих лет, нужно накопить жизненный багаж, хлебнуть проблем и радостей. В конце концов, чтобы понимать других, нужно разобраться в себе.
Но кино – это ведь универсальный вид искусства, доступный и детям, и старикам, оно должно быть понятно в любом возрасте. Это и так, и не так – наряду с картинами вневозрастными, существуют и ленты, просмотр которых в зрелом возрасте даст вам совершенно иные эмоции, чем знакомство с ними в юные годы.
Вместе с Bomba.co давайте вспомним несколько фильмов, которые с возрастом обретают для зрителя большую ценность и красоту.
1. Жизнь прекрасна (1997) / La vita e bella
Если отбросить небольшое число комедийных моментов, вычленить из ленты всю драму и игровые и сказочные моменты, то «Жизнь прекрасна» превратится в историю любви. Такой любви, которую понять и оценить можно в любом возрасте, но прочувствовать всю ее глубину способны только родители.
Вот и «Семейка Тененбаум» вроде бы рассказывает о семье, подобные которой мы видели в десятках фильмов и сериалов, но то, как показывает своих героев Андерсон, придает особенное измерение понятию «семейные проблемы». Особый талант режиссера здесь заключается в том, что кино это смотрится совершенно по-разному по прошествии лет – переходя от отрочества к взрослой жизни, а затем к старости, вы будете воспринимать характеры, поступки и мотивы совершенно иначе, нежели еще совсем недавно.
В юности всем нам казалось или кажется, что жизнь устроена неверным образом – отдыхать на пенсии нужно именно в молодости, а потом уже вкалывать до гробовой доски.
Так могут думать только самые молодые или недалекие, зрелого человека выход на пенсию пугает, на этом этапе жизнь кардинально меняется, а человек остается едва ли не один на один с самим собой. Именно об этом драма Александра Пэйна «О Шмидте», главную роль в которой исполнил Джек Николсон. Его герой сталкивается с самой страшной проблемой старика – ненужностью. Он вроде бы окружен близкими, его помнят на бывшем месте работы, перед ним простирается море возможностей, но единственное, что делает Шмидта по-настоящему живым, – это письмо в далекую Танзанию. Чувствуете, как к вам подбирается такая же жуткая судьба?
Густо пропитанный ностальгией восточных немцев по временам социализма фильм «Гуд бай, Ленин!», подаривший миру Даниеля Брюля, младшему поколению зрителей кажется этакой легкой и даже чуточку эксцентричной комедией в духе европейского кино.
Изобретательная молодежь в нем как умеет оживляет давно почивший «совок», чтобы уберечь от нервных потрясений пожилую фрау. Но это лишь один слой! Глубже спрятана драма отношений детей и родителей, понять которую можно, только самому став отцом или матерью. Но еще глубже лежит социальная трагедия нескольких поколений, потерявших не только страну, но и идеологию, цели, веру, великое прошлое.
«Трудности перевода» с их странноватой романтической атмосферой и декорациями загадочного Токио, наверное, так и останется лучшей режиссерской работой Софии Копполы. Неуклюжая парочка – вышедший в тираж актер и выпускница, у которой впереди блестящая карьера, – огражденная от внешнего мира стеной языкового и ментального различия, демонстрирует контакт и конфликт, которыми можно наслаждаться в любом возрасте. Однако отношение к героям у вас будет существенно отличаться в зависимости от того, смотрите вы «Трудности» в 20 лет или в 60. «Трудности перевода» не пытаются обманывать зрителя, фильм не говорит: «Вы одинаковые и равные», нет. Кино как раз о том, насколько мы различны, в том числе и в силу возраста.
6. Сломанные цветы (2005) / Broken Flowers
Хотя молодые зрители с удовольствием смотрят «Сломанные цветы», но подлинную глубину этой ленты можно постичь лишь в почтенном возрасте – если не достигнув седин героя Билла Мюррея, то хотя бы испытав два-три расставания. Тогда картина уже не будет казаться «романтической комедией» с неуклюжим стариковским юмором, отойдет на второй план ее неторопливость, перестанут отвлекать именитые лица в кадре.
Но поверьте, годы придадут этой картине гораздо большую ценность и вес. Стоит вам самим походить на родительские собрания, где «песочат» за ссоры и шалости ваших детей, стоит пожить настоящей супружеской жизнью, в которой закончился конфетно-букетный период, в которой рутина вытеснила романтику и удовольствие, в которой работа становится отдушиной от «полной чаши» дома, вот тогда «Резня» станет вам ближе и понятнее.
8. Любовь (2012) / Amour
Признанный шедевр Михаэля Ханеке «Любовь» – фильм достаточно тяжелый для просмотра, и уж совершенно точно это не то кино, к которому вам захочется возвращаться еженедельно, ежемесячно или даже пару раз в году. И вовсе не потому, что лента рассказывает о двух дряхлых стариках, заключенных в устричную раковину своей квартиры, а лишь по той причине, что кино это о страдании и о попытках преодоления неизбежной потери, о принятии неизбежной кончины даже самого лучшего и светлого. И «Любовь» не дает избавления от страданий, а лишь констатирует их, подчеркивает двумя жирными чертами. Молодые зрители должны быть счастливы – их подобные трагедии, скорее всего, еще не коснулись, но с накоплением прожитых лет драм в жизни становится все больше, а фильм становится все более точным.
9. Квартет (2012) / Quartet
В юном возрасте или даже в расцвете сил очень сложно представить себе невозможность оставаться на прежнем уровне в искусстве владения инструментом или голосом, но с каждым новым отмеченным днем рождения момент расставания с творчеством становится все ближе.
10. Отрочество (2014) / Boyhood
Но, как ни странно, столь громоздкому произведению именно последующие просмотры придают свежесть и значимость, как и в жизни, важные детали картины проявляются только по прошествии недель, месяцев, лет. Как любят говорить некоторые, жизнь – это то, что проходит мимо тебя, пока ты ищешь ответ на вопрос, что же такое жизнь.
12. Светская жизнь (2016) / Cafe Society
Это не секрет – далеко не каждая картина Вуди Аллена удачна. В последние годы любимый режиссер зрелой интеллигентной аудитории все чаще оступается, копается в мелочах или оказывается излишне поверхностным, но талант не спрячешь – даже не самые сильные его картины всегда имеют особенное очарование.
Понять обе стороны и оценить выбор героини можно, только ощутив возраст на собственной шкуре.