Лия – ребенок театральный. В театре ее родной республики Адыгея отчим Лии, заменивший девочке отца, служил главным режиссером. Мама была актрисой, поэтому будущая звезда с детства знала, что такое мир драматического искусства, и четко осознавала и его преимущества, и всю тяжесть профессии.
Однако только о карьере артистки мечтала маленькая живая девочка, когда училась в школе. Родители же протестовали: их работа на подмостках пришлась на самые жестокие для искусства военные и послевоенные годы.
Актеры были теми людьми, которые жили впроголодь, не имея право на печаль и жалобы. Связав себя с этой профессией, они были обязаны стать отдушиной для простого люда, быть проводниками вдохновения, радости и культуры в послевоенный мир тяжелого труда. И понятно, что для своей маленькой дочки такой сложной работы никто не желал.
«НЕ ПИЩИ!»
к/ф “Дорогой мальчик” (1973)
В школе Лия стала, в соответствии с мечтой, посещать драматический кружок и лелеять надежду поступить в заветный театральный. Но в старших классах, в традиционных долгих разговорах с падчерицей, отчим стал аккуратно наставлять девочку, говоря о том, что для начала надо получить хорошую профессию, а играть – потом, для души.
Лия маминому второму мужу очень доверяла, вот и тогда его слова на школьницу подействовали. Он был не против отпустить смышленую падчерицу в Москву, но – не в театральный. Так и договорились. Окончив школу, Лия Ахеджакова поступила в Институт цветных металлов и золота. Прилежно училась там, не забывала участвовать в самодеятельности. Но спустя полтора года все же решила попробовать в ГИТИС.
Для начала честная Лиечка посоветовалась об этом с отчимом. Тот был вне себя от ярости и довольно жестко отчитал девушку: «С твоей внешностью всю жизнь придется играть только травести!». Она была готова и к этому. «Будет сложно – не пищи!» – закончил свою гневную отповедь отец. Эти слова Ахеджакова запомнила на всю жизнь и действительно, когда ей было сложно – собирала волю в кулак и шла вперед.
ГОРДО УШЛА
к/ф “Ищу человека” (1973)
Еще учась в ГИТИСе, Ахеджакова начала работать в Московском ТЮЗе, где скоро стала ведущей актрисой. Именно там она познакомилась со своей первой любовью – актером Владимиром Носиком.
Особенной романтичностью их отношения не отличались. Это была обычная влюбленность. Лия, молоденькая девчонка, отдала возлюбленному всю поэтическую любовь, на которую была способна. Тот оценил и скоро сделал девушке предложение.
Жить стали в ее квартире: родители Ахеджаковой, когда она поступила в Москву, уехали на север, чтобы заработать денег дочке на жилье, и только позже переехали поближе к столице.
Скоро богемный Носик, имевший популярность в театре, да к тому же, уже ставший киноактером, стал частенько приходить домой в приятном подпитии. Некоторое время супруга старалась не обращать на это внимания, но делать это становилось все сложнее.
Последней точкой в их отношениях стала интрижка Носика, которую он завел на работе. Лия тогда молча собрала вещи и интеллигентно ушла куда глаза глядят, оставив неверному мужу свою московскую «двушку». Она была слишком оскорблена, чтобы заниматься тривиальной дележкой, а он и не подумал покидать квартиру.
ХУДОЖЕСТВА
фото ТАСС/Великжанин Виктор, к/ф “У самого Чёрного моря” (1975)
Впрочем, всегда пользовавшаяся популярностью миниатюрная яркая брюнетка Ахеджакова скоро обрела свое личное счастье во второй раз. Новым мужем актрисы стал тогда еще не особенно известный художник Борис Кочейшвили.
Отношения двух творческих личностей, казалось, должны были быть огненными, но никаких страстей не случилось. Более того, Лия не чувствовала от мужа даже обязательной для супружества заботы и теплоты. Чтобы прохладный Боря наконец-то начал выражать свои чувства, она попыталась обратить его внимание на себя, став хорошей хозяйкой.
Тогда Лия уже стала знаменитой. Хорошо зарабатывала и несла домой того самого пресловутого «мамонта». Вернувшись из театра, с гастролей или съемок, женщина вставала у плиты, чтобы побаловать своего талантливого мужа каким-нибудь кулинарным сюрпризом. Все домашнее хозяйство лежало на ней, пока Боря – творил!
Но и работа ему не особенно удавалась. Выставлялся он мало, продавался плохо, никакой особенной харизмы в его картинах никто не видел. Понимая, как от неоцененности страдает супруг, скромная Ахеджакова, всю жизнь стеснявшаяся попросить что-то для себя, вдруг начала обивать пороги МИДа с требованием внимательней относиться к талантливым художникам. И добивается – картины Бориса попадают в Европу, его принимает сама Франция!
Благодаря знаменитой жене, художник буквально встал на ноги и – наконец-то! – стал зарабатывать больше своей супруги. Слава на мужчине отразилась не лучшим образом. Возгордившись таким поворотом, он не только не стал ласковей с Лией. Теперь знаменитый, художник добавил прохладцы в свой семейный союз. Такое положение дел актрису не устроило. Она снова подала на развод.
63 ГОДА
к/ф “Служебный роман”
С тех пор Ахеджакова зареклась выходить замуж. Но от этого не перестала пользоваться популярностью у мужчин. Никакой особенной информации о ее любовных делах нет, но все знакомые наперебой свидетельствуют: Лия мужчинам всегда нравилась и романы крутила самые душещипательные.
И так – десять лет. Она уже настроилась на то, что никогда не допустит в свою жизнь серьезных отношений, разочарованная в мужчинах, так и не заведшая детей… Но на одном из светских мероприятий судьба свела ее с фотокором Владимиром Персияниновым.
Ей было 63, когда любящий мужчина уговорил ее стать его женой. Она сочла пышную свадьбу в таком возрасте чем-то пошлым, поэтому с новым возлюбленным расписалась очень тихо, не поставив в известность даже любимого отца. Лишь однажды, болтая с ним по телефону, проговорилась.
Папа тогда в шутку сказал: «Мне немного осталось, вот умру, будет некому за тобой присмотреть. Вышла бы замуж…». Пришлось рассказывать все по порядку.
Лишь третий муж оказался таким, которого она искала всю жизнь – заботливым, готовым не только смотреть на нее, но и смотреть с ней в одну сторону. Сейчас Владимир стал ее личным агентом и помощником в общественных делах, которыми Ахеджакова живо интересуется.
Актриса признается: только теперь она смогла почувствовать себя настоящей женщиной – маленькой хрупкой и защищенной.
Сегодня ее можно увидеть на подмостках театров, а последний кинофильм с ее участием – «Мамы» – вышел в 2012 году. Известно, что Лия Меджидовна отказывается сниматься в сиквелах советских кинофильмов, считая, что лучше уже не сделаешь.
-
О бедном гусаре замолвите слово (1980)
-
Восьмое чудо света (1981)
-
Кафедра (1982)
-
Маленькое одолжение (1984)
-
Отпуск за свой счёт (1981)
-
Талисман (1983)
-
Узкий мост (2004)