«ДО СВИДАНИЯ ТАМ, НАВЕРХУ», ПЬЕР ЛЕМЕТР
Исторический роман, награжденный Гонкуровской премией в 2013 году, рассказывает о судьбах трех разных людей: лейтенанта Праделя, сына миллионера Эдуарда и бывшего почтальона Альбера. Всех их объединяет участие в Первой мировой войне — правда, если первый герой беспощадно отправляет людей на ненужную бойню, зарабатывая на этом высокие звания, два других персонажа куда более человечны и стараются выжить посреди ужасов судьбы. Однако успеха добивается именно лейтенант, тогда как бывшие солдаты долгое время в мирной жизни вынуждены почти нищенствовать: изуродованный Эдуард отказывается возвращаться к своим состоятельным родителям. Авантюрный и закрученный сюжет захватывает с первых страниц, а «кинематографический» язык Леметра завораживает: можно бесконечно следить за тем, как автор кропотливо описывает сцены — читатель словно смотрит замедленную съемку. К слову, роман был экранизирован Альбером Дюпонтелем в 2017 году и отлично принят публикой.
448 стр.
«ОБЛАДАТЬ», АНТОНИЯ БАЙЕТТ
Один из главных английских романов конца XX века написала Антония Байетт, за что в 1990 году удостоилась Букеровской премии. Практически сразу книга была переведена на многие языки мира, а также включена в ряд университетских программ. В России с текстом познакомились в начале двухтысячных, уже после выхода экранизации произведения — фильма 2002 года «Одержимость» с Гвинет Пэлтроу и Аароном Экхартом в главных ролях. Успех книги во многом стал неожиданностью для самой Байетт: сюжет и структура текста напоминают скорее о профессорских академических романах, чем о бестселлерах. И все же писательнице удалось увлечь публику. Большая часть книги посвящена тому, как главный герой, литературовед и ученый Роланд Митчелл, пытается максимально подробно восстановить жизнь и судьбу Рандольфа Генри Падуба — вымышленного поэта Викторианской эпохи. Рандольф никогда не был замечен в романтических интригах, однако Митчелл неожиданно обнаруживает его любовное письмо, адресованное не его жене, а другой женщине. С этой завязки и начинается путешествие в прошлое, в ходе которого ученый будет реконструировать жизнь своего кумира шаг за шагом.
640 стр.
«МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ», ХАНЬЯ ЯНАГИХАРА
Пожалуй, наиболее обсуждаемая книга 2015–2016 годов: произведение пользовалось таким успехом, что каждый человек, увлекающийся литературой, хотя бы однажды услышал об этом тексте. Роман Ханьи Янагихары читается на одном дыхании: он парадоксален тем, что в нем одновременно присутствуют признаки и элитарной литературы, и массовой. С одной стороны, проза американской писательницы проникнута психологизмом и насыщена всевозможными культурными аллюзиями; с другой, сложно не заметить, что объемная книга временами походит на закрученный сериал, если ли не на старомодную «мыльную оперу». Янагихара рассказывает о жизни четырех друзей, живущих в Нью-Йорке: повествование начинается с момента окончания ими университета и обрывается уже во взрослой жизни. Каждого из героев этого романа-притчи так или иначе преследует его собственное прошлое, справиться с которым непросто, если вообще возможно.
688 стр.
«ДОМ, В КОТОРОМ…», МАРИАМ ПЕТРОСЯН
Главный российский бестселлер конца «нулевых» Мариам Петросян начала писать еще в 1991 году, однако книга увидела свет лишь в 2009-м. В первую очередь она покорила сердца подростков, однако достаточно быстро удостоилась и признания литературных критиков. Произведение, отсылающее нас к магическому реализму и одновременно сказкам в духе Астрид Линдгрен, где дети с помощью воображения изменяют мир вокруг себя, гипнотизирует читателя и увлекает в фантастический мир. В книге несколько главных персонажей, однако все они объединены местом, где развивается действие текста, — домом-интернатом для детей-инвалидов. У кого-то из них нет рук, кто-то абсолютно слеп или глух, и каждый боится момента, когда придется уходить в открытый мир, где их никто не ждет. Чтобы справиться с отчаянной действительностью, подростки устанавливают внутренние правила поведения, разбиваются на группировки, создают собственную мифологию, систему легенд и преданий, в которые искренне верят.
960 стр.
«БЕЗГРЕШНОСТЬ», ДЖОНАТАН ФРАНЗЕН
Последний на данный момент роман Джонатана Франзена, которого за литературный размах, масштаб поднимаемых проблем и талант многие называют «американским Львом Толстым»: он написал не один, а целых три текста, обязательных к прочтению. «Поправки», «Свобода» и «Безгрешность» по праву считаются одними из главных произведений американской литературы XXI века. Если в первых двух книгах Франзен в основном исследует общество своей страны, размышляя над преображением «американской мечты» и национальной политики, то «Безгрешность» стал наиболее тонким текстом писателя. В центре внимания здесь не столько глобальные проблемы, сколько судьба конкретной героини, ее семьи и друзей. Двадцатитрехлетняя Пьюрити (буквально — «Безгрешность») служит связующим звеном между двумя главными героями текста, немцем Андреасом Вольфом и американцем Томом Аберантом. Исследованию их изломанных судеб и посвящена книга, щедро снабженная философскими и публицистическими отступлениями Франзена.
736 стр.
«ЩЕГОЛ», ДОННА ТАРТТ
Авантюрный, лихо скроенный роман американки Донны Тартт получил Пулитцеровскую премию в 2014 году и был моментально переведен на десятки иностранных языков, став мировым бестселлером. Тартт удалось написать блистательную книгу, в которой интригующий сюжет соседствует со всевозможными литературными отступлениями, а тщательная «прорисовка» персонажей — с мелодраматическими приемами старого доброго Чарльза Диккенса. После спасения в теракте, устроенного в Метрополитен-музее, тринадцатилетний Тео Декер остается без матери, и помочь ему некому. Только украденный из музея шедевр голландской живописи может стать его путем к спасению, однако сперва предстоит пройти все круги ада — мира подпольной торговли произведениями искусства. Кстати, «Щегол» оказался так популярен, что его заметили и в Голливуде: в 2019 году выйдет экранизация книги с отличным актерским составом — главную роль сыграет Энсел Элгорт, а его напарниками по фильму станут Финн Вулфард, Сара Полсон и Николь Кидман.