Хавьер Бардем, который снялся в новых «Пиратах Карибского моря…», считает себя счастливчиком. А мы и не спорим.
Ой, Бардем – это тот, что с огромным членом?» – уточняет моя калифорнийская подруга, услышав, что я собираюсь на интервью. Я краснею. Вопрос, впрочем, легко объясним: Хавьер действительно в какой-то момент снялся в эротическом фильме «Вторая кожа», мотивируя выбор проекта тем, что нужны были деньги. Другой мой лос-анджелесский друг тут же рассказывает, как Пенелопа Крус недавно флиртовала в Голливуде с его приятелем и как тот перепугался – еще бы, перейти дорогу самому Бардему! Потом якобы пришел Хавьер и всех успокоил: у нас, мол, открытый брак, все в порядке. И она и я делаем что хотим, и все счастливы. Но приятель все равно решил не искушать судьбу.
Первый в истории кино испаноязычный актер, номинированный на «Оскара» («Пока не наступит ночь», 2000) и получивший его («Старикам тут не место», 2007), Хавьер Бардем при этом умудряется избегать публичности и никогда не говорит о своих отношениях, о жене, семье и детях. Познакомившись еще в 1992 году на съемках независимого и тоже довольно откровенного фильма «Ветчина, ветчина» (первого фильма в карьере Пенелопы), встречаться Бардем и Крус стали лишь в 2007-м, во время работы над картиной «Вики Кристина Барселона». А в прошлом году они сыграли скромную свадьбу – к тому времени у них было уже двое детей. Сейчас Луне три, а Лео шесть.
Бардем сегодня, пожалуй, самый важный представитель Испании в голливудском пантеоне. Мы встречаемся с ним в лос-анджелесском отеле «Монтаж» спустя пять дней после оскаровской церемонии и всего через два дня с его дня рождения. Он очень приветлив, одет в темно-синюю рубашку и джинсы (и то и другое – Gucci) и темно-синие кроссовки. Часа за два до разговора я решаю, что моего выученного в Южной Америке испанского вполне хватит для интервью с Хавьером на его родном языке, и не ошибаюсь: разговор происходит непринужденно, и актер сам рассказывает мне вещи, о которых на английском я бы не стала и спрашивать.
С прошедшим днем рождения! У вас есть какие-то традиции, как вы обычно празднуете?
ХАВЬЕР БАРДЕМ: Спасибо. Задуваю свечи!
И все?
Ну конечно же, всегда подводишь какие-то итоги. Как прошел год, есть ли баланс между семьей и работой. Мне повезло, моя жизнь сбалансирована – у меня отличная семья, дети, замечательная жена. Есть работа, я могу жить, занимаясь тем, что люблю. Я здоров. Да я вообще счастливчик.
Как актер, который много работает и с независимыми европейскими режиссерами, и в Голливуде, замечаете ли вы разницу в подходе к съемкам по разные стороны Атлантики?
Ну, и тут и там есть место для совершенно разных фильмов. Вот только что, к примеру, Киноакадемия назвала лучшим фильмом очень независимое малобюджетное кино – «Лунный свет». В то время как «Пираты Карибского моря…», в которых я снялся, стоят в сотни раз больше, и теоретически на площадке должен быть совсем другой уровень стресса. Но дело в том, что когда ты работаешь, то выкладываешься одинаково, вне зависимости от масштаба проекта. Все мы чувствуем себя неуверенно: великие и начинающие режиссеры, маститые актеры и актеры эпизодов. И мы просто хотим сделать свою работу как можно лучше.
Вы трудоголик?
Да, безусловно. Не то чтобы я постоянно хотел держать все под контролем… Скажем так, я постоянно ищу вдохновение. А оно иногда не приходит. И от этого возникает трудоголизм.
А чем тогда занимаетесь в свободное время?
Ну, я уже не мальчик, мне сорок восемь лет, так что мне нравится отдыхать… Сидеть дома расслабленно, играть с детьми, ползать с ними по полу. Мы все время выдумываем каких-то персонажей, переодеваемся, перевоплощаемся в кого-то… Это часть моей работы, а поскольку детское воображение безгранично, я заряжаюсь от них этой творческой энергией.
А им нравятся ваши киногерои?
Они никого пока не видели, маленькие еще. Видели персонажа Пенелопы в предыдущих «Пиратах…», совсем чуть-чуть – им очень понравилось!
У вас поразительно разноплановые роли. Но особенно везет вам на монстров и харизматичных злодеев. Как думаете, что в вашем характере – человека, по собственному признанию, скромного, даже застенчивого, совершенно не агрессивного – заставляет режиссеров предлагать вам такие роли?
Думаю, мое лицо! Ха, у меня лицо плохого парня. А если честно, не знаю. Мне интересно, чтобы в персонаже была человечность. Я всегда прежде всего нахожу в нем что-то человеческое и через это уже выстраиваю свое отношение к герою. И думаю, зритель тоже.
А как вам удается избегать повторяющихся ролей, не застревать в одном амплуа?
Я стремлюсь к тому, чтобы они были разными. Например, в «Старикам тут не место» и «007: Координаты «Скайфолл», по-моему, оба злодея вышли совершенно непохожими друг на друга. В «Пиратах…» у моего персонажа, капитана Салазара, очень интересная внешность, а волосы… Вы видели трейлер? Его волосы плавают, как будто он все время находится под водой. А сам он как будто бы разлагается, распадается на части – его костюм, тело, те же волосы.
А что с лицом? Оно выглядит очень выразительно. Что из этого – грим, а что – компьютерная графика?
Все грим. Его накладывали по три часа каждый день. У нас были те же самые гримеры, что работали на «Безумном Максе». А волосы – это уже графика. Я собирал свои волосы в пучок, мне на голову наносили разметку, такие точки – раз-раз. Я не очень хорошо представлял себе, что получится с волосами, поэтому пришлось просто довериться профессионалам.
Давайте поговорим о Джонни Деппе. В 2000 году вы вместе снялись в фильме «Пока не наступит ночь», в котором сыграли в общем-то вполне себе романтическую пару. Спустя несколько лет вы практически увели из-под носа у Деппа главную роль в «Любви во время холеры», снятой к юбилею Маркеса. Сейчас же в «Пиратах…» вы и Джонни играете заклятых врагов. Вы дружите? Или это чисто профессиональные отношения?
Ой, мы знаем друг друга тысячу лет! Познакомились так давно, что даже не припомнить. Мы не видимся регулярно, так как он живет в Америке, а я в Испании, порой встречаемся часто, порой подолгу не пересекаемся. Но для меня Джонни всегда был и остается очень щедрым, добрым и любящим человеком. Меня не интересует, что о нем пишут таблоиды. Мой личный опыт общения с ним прекрасен, он замечательно относится к людям. Работать с ним – сплошное удовольствие! На площадке Джонни постоянно импровизирует, за этим не устаешь наблюдать. Он всегда открыт к игре, к новому, к эксперименту, у него нет каких-то жестких рамок, за которые ни-ни.
Какой совет вы дали бы нашим читателям, чтобы они могли стать такими же успешными и счастливыми, как вы?
Счастливыми… не знаю! Мой друг, режиссер Бигас Луна всегда говорит: «Счастье – это желать то, что имеешь». Когда ты не просишь больше, чем тебе дает жизнь, и благодарен за то, что есть, – это счастье.