Российское кино любят ругать, сравнивать с советским и по возможности избегать его совсем.
Я хочу показать, насколько самобытными стали отечественные фильмы за последние годы.
В этой подборке много дебютов, мультфильм, короткий метр, документалки, грандиозный арт-проект и целых два фильма Андрея Звягинцева.
Как я провел этим летом, 2010
Кратко: получил статуэтку Берлинского кинофестиваля и доказал миру, что Россия — это не только Тарковский
Режиссер: Алексей Попогребский
Главные роли: Сергей Пускепалис, Григорий Добрыгин
Сюжет. Два полярника, постарше и помладше, несут вахту на научной станции. Один узнает страшную для другого новость и сходит с ума, потому что не в силах ее рассказать.
Что особенного. Это камерная драма, разыгранная всего двумя артистами и снятая в суровых условиях на Чукотке. Режиссер Попогребский пользуется инструментарием того же Андрея Тарковского — длинные поэтичные планы, метафоры вместо сюжетных поворотов — и развенчивает героический образ: работники полярной станции, плакатные персонажи советской пропаганды, оказываются не так идеальны, как принято о них думать.
Неадекватные люди, 2010
Кратко: российская комедия нового формата, отличная от советской и американской
Режиссер: Роман Каримов
Главные роли: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов
Сюжет. Уставший от самого себя 30-летний менеджер Виталий пытается начать новую жизнь и по совету знакомого психолога переезжает из Подмосковья в Москву. Там он сталкивается с начальницей-совратительницей и соседкой-нимфеткой.
Что особенного. Советское кино подарило нам много безоговорочно любимых комедий — смешных, но уже засмотренных до дыр. Дебютный полный метр Романа Каримова совсем на них не похож. Это кино разговорное, почти без визуального юмора, не натужно смешное, а снятое с презрительной авторской усмешкой. Быт офисного планктона и его потерянность воспроизводятся в самых неприятных деталях, а сюжет приводит нас к любовной драме в духе набоковской «Лолиты».
Сердца бумеранг, 2011
Кратко: камерная история маленького человека
Режиссер: Николай Хомерики
Главные роли: Александр Яценко, Рената Литвинова
Сюжет. У машиниста метро диагностируют патологию сердца. Шансы, что оно остановится, — 50 на 50. Казалось бы, для героя ничего не изменилось: он мог и раньше умереть в любой момент в результате несчастного случая, но на деле изменилось все.
Что особенного. Камерная черно-белая драма от каннского лауреата Николая Хомерики мало была в прокате и быстро забылась. Судьба фильма «Сердца бумеранг» оказалась соизмерима с судьбой его героя, маленькому и незаметному в масштабах вселенной, для которого главное потрясение в жизни — встреча с гадалкой и женская грудь. Сложно не отождествлять себя с этим совсем не выдающимся, но зато живым человеком.
Елена, 2011
Кратко: самый феминистский и приземленный фильм одного из главных российских режиссеров
Режиссер: Андрей Звягинцев
Главные роли: Надежда Маркина, Андрей Смирнов, Елена Лядова
Сюжет. Пожилая домохозяйка Елена вышла замуж по расчету за богатого бизнесмена Владимира. Но помогать финансово тот не рвется, а затем и вовсе решает отдать наследство дочери от первого брака. Тем временем Елене нужно спасти внука, живущего с родителями в спальном районе, от призыва в армию.
Что особенного. Начиная с «Елены» Андрей Звягинцев, которого на родине считают снимающим на экспорт, резко ушел от метафоричности к суровой реальности. Эта опустошающая драма начинается в гламурной атмосфере элитной квартиры, но затем обращается к узнаваемой эстетике спальных районов. Елена, одна из сильнейших героинь в современной истории российского кино, оказывается в центре настоящей античной трагедии, где воля злого рока пересиливает добрые побуждения.
Рассказы, 2012
Кратко: все, что нужно знать о русском мире за пределами интернета
Режиссер: Михаил Сегал
Главные роли: Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Любовь Аксенова, Владислав Лешкевич (группа «Каста»)
Сюжет. Издательство отказывается публиковать сборник рассказов молодого писателя, аргументируя это тем, что романы продаются лучше. Все, что происходит дальше, — экранизация этого несуществующего сборника.
В одной истории молодая семья планирует свадьбу и на встрече с организатором внезапно обсуждает всю дальнейшую жизнь. Во второй для поиска пропавшей девочки сотрудники полиции используют мистическую связь провинциальной библиотекарши с Пушкиным. А в третьей вся страна, начиная с автомастера и заканчивая президентом, оказывается повязана в коррупционных схемах.
Что особенного. Этот фильм, собранный из коротких историй, не рассыпается на юмористические скетчи, как многие киноальманахи вроде «Елок». Все новеллы, собранные вместе, образуют мощное и злободневное высказывание о кризисе самоидентификации в масштабах не только личности, но и всего народа.
Жить, 2012
Кратко: апофеоз темы смерти в российском кино
Режиссер: Василий Сигарев
Главные роли: Яна Троянова, Алексей Филимонов, Ольга Лапшина, Евгений Сытый
Сюжет. Отдельные новеллы в этом фильме сюжетно связаны только местом действия — промозглой провинциальной Россией. Отец-игроман кончает жизнь самоубийством, его сын тяжело переживает утрату и сходит с ума. Влюбленные едут в церковь на венчание, когда мужчину избивают до смерти в тамбуре электрички. У женщины, страдающей алкоголизмом, отбирают опеку над детьми, и они гибнут в аварии.
Что особенного. «Жить» — из тех фильмов, по которым российскому кино ставят диагноз «снимают одну чернуху». Его и правда тяжело смотреть, но о сложной и некомфортной теме смерти можно говорить только так — без прикрас и ложных надежд.
Горько, 2013
Кратко: навсегда связал в сознании русскую пьянку и хоррор
Режиссер: Жора Крыжовников
Главные роли: Егор Корешков, Юлия Александрова, Александр Паль, Сергей Светлаков
Сюжет. Молодожены решают отгулять две свадьбы в один день: одну с караоке и конкурсами от тамады, другую модную, как в «Инстаграме». К сожалению, приглашенная родня — отчим невесты, работающий в городской администрации, и брат жениха, на днях вышедший из тюрьмы, — рушат все планы.
Что особенного. Жанры ужасов и комедии ближе, чем кажется. Первый, как принято думать, никак не дается отечественным режиссерам. Но «Горько» — не на шутку пугающий фильм, который лишь притворяется комедией. Стилизация под хоум-видео, как в «Ведьме из Блэр», подчеркивает будничность ужаса, с которым сталкиваются герои, а Александр Паль в роли пьяного зека страшнее, чем Пирамидоголовый из «Сайлент Хилла».
Трудно быть богом, 2013
Кратко: фантазия на тему, как выглядел бы мир без культуры
Режиссер: Алексей Герман
Главные роли: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило
Сюжет. Ученый с Земли выживает на планете, очень похожей на нашу, но с оговорками: развитие цивилизации остановилось примерно за 700—800 лет до нашего времени, а эпохи Возрождения там и вовсе не случилось.
Что особенного. Поздние фильмы Германа-старшего всегда про строительство грандиозных миров, перегруженных деталями. Кажется, что мы не видим и сотой части всей картины: в кадре кто-то непрерывно кряхтит, сопит, бормочет под нос, чавкает жидкой грязью под ногами, заглядывает в кадр, а потом мгновенно исчезает. Смотреть на это может быть не всегда приятно, но так и задумывал автор, который хотел доказать, что сделать из толпы настоящее общество могут только культура и искусство.
Географ глобус пропил, 2013
Кратко: рассказ о печальной судьбе постсоветской интеллигенции
Режиссер: Александр Велединский
Главные роли: Константин Хабенский, Анфиса Черных, Елена Лядова, Александр Робак
Сюжет. Пермский интеллигент и пьяница Служкин сбегает от безработицы и неурядиц с женой в обычную школу, куда устраивается учителем географии. Во время вылазки на природу с классом героя ждет эмоциональное пробуждение.
Что особенного. Служкин в исполнении Хабенского — карикатура на вечно помятую, ворчливую и аморфную постсоветскую интеллигенцию. Но в «Географе» важнее не подтекст, а его декадентская уютность. Этот фильм словно костер, над которым можно погреть руки вечером.
Мы не можем жить без космоса, 2014
Кратко: трогательный современный мультфильм о дружбе навек
Режиссер: Константин Бронзит
Сюжет. Двое друзей участвуют в программе подготовки космонавтов. Совсем скоро их разлучат: одного выберут для полета, второй навсегда останется дублером.
Что особенного. Этот короткометражный мультфильм Константина Бронзита был номинирован на «Оскар» — узнаваемая айдентика советских покорителей невесомости оказалась понятна и у нас, и среди членов американской киноакадемии. Это мультфильм без единой реплики, который при помощи простейшей визуальной метафоры выбивает почву из-под ног и объясняет, что только во внутреннем космосе все могут быть счастливы и неразлучны.
Комбинат «Надежда», 2014
Кратко: честно и искренне о больном
Режиссер: Наталия Мещанинова
Главные роли: Максим Стоянов, Данил Стеклов, Степан Девонин, Дарья Савельева, Полина Шанина
Сюжет. Норильская молодежь живет мечтами о лучшем завтрашнем дне, но он никогда не наступает. Один мечтает показывать фокусы на корпоративах, другой — накопить на джип, но почти все как один собираются поскорее уехать из загрязненного города за полярным кругом.
Что особенного. Наталья Мещанинова старалась показать безнадегу без всяких прикрас. Для такой задачи Норильск — идеальное место действия, ведь комбинат «Надежда» здесь работает вхолостую, а надежды на лучшую жизнь почти всегда остаются мечтами. Говорить о такой России всерьез можно только нецензурно, поэтому особенно импонирует, что речь героев не прикрашена «киношными» оборотами.
Левиафан, 2014
Кратко: исчерпывающее кино о столкновении человека с высшими силами, а вовсе не о том, что в России плохо жить
Режиссер: Андрей Звягинцев
Главные роли: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов
Сюжет. Привычный уклад жизни угрюмого автослесаря и его жены фатально рушится, когда их интересы сталкиваются с интересами мэра их северного города. И никакой адвокат из Москвы не в силах помочь.
Что особенного. «Левиафан» ругали за то, что он продает западной публике негативный образ страны. Хотя еще в первой сцене скелет грандиозного, явно невозможного животного намекает зрителю на мифологичность сюжета. Этот фильм Звягинцева — вовсе не колонка на злобу дня о том, как плохо живется в поселке Териберка с коррумпированными властями, а притча о мире, который всегда оказывается сильнее одинокого человека.
Рай, 2016
Кратко: не Великая Отечественная война, а Вторая мировая, о которой у нас почти не снимают
Режиссер: Андрей Кончаловский
Главные роли: Юлия Высоцкая, Филипп Дюкен, Якоб Диль
Сюжет. Идет война. Русская княгиня-эмигрантка и участница французского сопротивления, коллаборационист и нацистский офицер рассказывают Богу, как они умерли.
Что особенного. Кончаловский — режиссер-космополит: в СССР его фильмы клали на полку, а в США и Европе давали снимать и показывать кино. Возможно, именно поэтому ему удается снимать по-настоящему интернациональные фильмы с разными точками зрения на сложные темы.
Аритмия, 2017
Кратко: образцовое кино о живых людях и стрессе, разрушающем жизнь
Режиссер: Борис Хлебников
Главные роли: Александр Яценко, Ирина Горбачева
Сюжет. В семье молодых медиков кризис. Им не хватает времени и на любовь, и на развод, и на спасение жизней.
Что особенного. «Аритмия» разрушает традицию бесконечных медицинских сериалов на российском ТВ: оказывается, в таких декорациях можно снимать кино об искренних человеческих чувствах. До боли узнаваемый конфликт молодой семьи возникает не из-за государственных реформ, а просто из-за всепроникающей усталости, нелепостей и мелочей. После этой картины Яценко расхватали по сериалам, а Горбачева превратилась в одну из системообразующих актрис российского кино.
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов, 2017
Кратко: девяностые никуда не ушли, и мы по-прежнему в них живем
Режиссер: Александр Хант
Главные роли: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук
Сюжет. Вчерашний детдомовец хочет съехать от жены с ребенком и жить с любовницей, поэтому ему нужна новая квартира. В это же время из тюрьмы выпускают ненавистного ему отца-уголовника, который оказывается парализован. Его жилплощадь сын хочет присвоить себе, отправив родителя в богадельню.
Что особенного. «Витька Чеснок» (полное название нарочито длинное, как у Гоголя) — кино, которое сочетает в себе сверхбыстрый ритм и размеренность роуд-муви. По ходу путешествия героев выясняется, что нет никакой разницы между гопником из нулевых Витькой Чесноком и бандюганом из 90-х Лехой Штырем. И что без отца каждый мальчик Витя вырастает точно таким же заостренным Штырем, который торчит из любой поверхности и может всех поранить.
Теснота, 2017
Кратко: впервые в российском кино обсуждают наследие чеченских войн
Режиссер: Кантемир Балагов
Главная роль: Дарья Жовнер
Сюжет. Нальчик, 1998 год. Еврейка встречается с кабардинцем вопреки желанию матери выдать ее за «своего». Тем временем младшего брата девушки и его невесту похищают и требуют выкуп.
Что особенного. Сумрачный, жуткий и удивительный дебют Кантемира Балагова поднимает очень тяжелую тему — национальную нетерпимость в реалиях неспокойных 90-х.
Самой эмоциональной оказывается сцена, где герои вслед за музыкальными клипами смотрят реальную съемку того, как чеченские боевики отрезают голову солдату. Балагов показывает мир, в котором подобная съемка могла попасть в видеомагнитофоны гражданских лиц, и мир, в котором оказалось тесно и разным народам в одной республике, и родственникам из разных поколений под одной крышей.
Война Анны, 2018
Кратко: инновация в военном кино, фильм — симулятор выживания
Режиссер: Алексей Федорченко
Главная роль: Марта Козлова
Сюжет. Маленькая девочка Анна чудом спасается от массового расстрела евреев на Украине и остаток войны тайно живет в печке местной школы, где нацисты устроили штаб.
Что особенного. Возможно, это история самого жуткого детства в истории кино. Картина венецианского лауреата Алексея Федорченко начинается с натуралистичной сцены: не говоря ни слова, миниатюрная шестилетняя героиня вылезает из-под трупа матери — та спасла девочку ценой собственной жизни.
Анна дружит со школьной кошкой, ворует еду и подслушивает разговоры военных, которые при первой же встрече ее бы убили. Вся иностранная речь нарочно не переведена — чтобы зритель еще сильнее почувствовал, как жила девочка, которая могла бы учиться в той самой школе, если бы злой рок не нарушил естественный ход вещей.
Хэй, бро! 2018
Кратко: лучший фильм о нынешнем поколении двадцатилетних
Режиссер: Александр Элькан
Сюжет. Два подростка-рэпера катают на скейтах по летней Москве и провоцируют случайных прохожих, а затем решают отправиться в Крым. Как это обычно бывает, поездка становится проверкой дружбы на прочность.
Что особенного. Это невесомое документальное кино о двух бездельниках, изучающих себя и мир вокруг под звуки клауд-рэпа и с радостным блеском в глазах. Без забот о завтрашнем дне, без задач и планов герои увлеченно тратят время впустую, оставаясь при этом абсолютно счастливыми. Их план прост: «Ты, я, подружка, винчик, ромчик и кристаллы». По этому кино можно изучать поколение двадцатилетних.
Лето, 2018
Кратко: увлекательный мюзикл о главном народном таланте страны
Режиссер: Кирилл Серебренников
Главные роли: Роман Билык (группа «Звери»), Тео Ю, Ирина Старшенбаум
Сюжет. В 1981 году лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко знакомится с молодым и еще никому не известным Виктором Цоем и быстро понимает, как далеко тот пойдет.
Что особенного. Фильм Серебренникова показывает Цоя в неожиданный период: когда тот еще не стал всенародно известным, а был начинающим лирическим героем своей же песни «Бездельник». При этом «Лето» не перегружено биографическими деталями, а скорее передает ощущение того знойного и расслабленного лета, которое стало переломным для героев. Только в финале режиссер рассказывает о трагических судьбах Науменко и Цоя, которые в 1981 году даже не задумывались, что их ждет впереди.
Дау, 2019
Кратко: кино будущего
Режиссер: Илья Хржановский
Главные роли: Теодор Курентзис, Наталья Бережная, Ольга Шкабарня, Николай Воронов, Максим Марцинкевич
Сюжет. Фильм рассказывает биографию выдуманного физика Дау и личные истории десятка других людей, живущих в закрытом советском институте на протяжении трех десятилетий.
Что особенного. Фильм начинался как биография реального физика Льва Ландау, но быстро перерос в уникальный проект, который снимали три года без сценария и почти без режиссуры. Непрофессиональные актеры (главного героя сыграл дирижер, его коллег-ученых — настоящие физики и математики, дворников — харьковские бездомные) жили в гигантской декорации размером с небольшой город, выдумывали собственные жизни в предложенных обстоятельствах, а их непрерывно снимали.
Режиссер Илья Хржановский отдал этому проекту десять лет жизни, которые ушли на планирование, съемки и работу с материалом. Получилось 700 часов отснятого хронометража, из которых смонтировали 14 полных метров — не только о самом Дау, но и о других «второстепенных» героях. Это и есть кино будущего: не срежиссированное, бесконечно расширяющееся во все стороны — как сериал, который никогда не закончится.