20 лучших картин славных 60-х: оттепель, новая волна и любовь

60-е годы в СССР — время надежд, новых течений, поэтов, собирающих стадионы, фестивалей и бардовской песни, движения и любви. Словно пришла пора, когда можно выдохнуть и вместо гонки вооружений, пятилеток и строек заняться бытом, родным уголком, обратить внимание на красивых людей вокруг. Влюбиться. Эпоха невинности, ушедшая навсегда.

Тени забытых предков

Фильмы.

Одна из первых картин Сергея Параджанова рассказывает сказку о гуцульских (малая украинская народность) Ромео и Джульетте, но в эту версию вплетены колдовство, страсть и природа — немой свидетель и помощник, как происходит во всех сказках. Эстетская, красивая и неповторимая феерия.

Я шагаю по Москве

Фильмы.

Это фильм о столице, какой она никогда не была и не будет. Это — город-призрак, рай юности и счастья, здесь почти нет плохих людей, всегда лето и прекрасная погода, даже если идет дождь. Сценарий к эпохальной картине написал солнечный Шпаликов, словно отдав часть души для всех нас, кто никогда в этой Москве не был и не побывает.

Бег

Фильмы.

Экранизация сурового романа Булгакова — смелый эксперимент. В повествование вторгаются видения и сны. Белые отступают, но показаны не карикатурами, как в «Неуловимых мстителях», а людьми отчаявшимися, потерянными и глубоко несчастными. Страшные глаза Владислава Дворжецкого, нищета Стамбула, тараканьи бега — авторы беспощадны, но это лишь видимость: всем героям простится со временем. Но себя они, увы, не простят.

 

Друзья и годы

Фильмы.

На фоне «Июльского дождя», «Андрея Рублева», «Никто не хотел умирать» и «Истории Аси Клячиной» фильм стоит особняком: словно околдованный пророк, он силится поведать скрытое, но на него напастью то заикание находит, то беспамятство, то немота. Но все это живее псевдореальности,причесанной под представления о ней современными «кинематографистами».

Девчата

Фильмы.

Заполярная романтика: тонны снега, лесоповал, на десять девчонок — девять ребят. Повариха Тоня — громогласная спорщица и каждой бочке затычка. Местный ловелас на спор с друзьями заводит с девушкой роман. Это наше любимейшее, культовое кино, откуда даже многозначительное кхеканье ушло в народ!

Мертвый сезон

Фильмы.

Джеймс Бонд и Джейсон Борн — выдумки Голливуда. На деле работа шпиона тиха и незаметна. Явки, пароли, дни томительного ожидания. Если и есть перестрелки, то это — одиночные выстрелы, громогласно взрывающие тишину и напряжение. В «Мертвом сезоне» сюжет и персонажи — второстепенны. Там важна геометрия передвижений объектов в кадре: страшная и жестокая логика опасных шахмат, где вместо фигур — судьбы стран и народов.

Андрей Рублев

Фильмы.

Многострадальный фильм: снимали его долго, и также долго он шел к зрителю. Многие считают «Рублева» лучшей работой Тарковского. Учитывая степень влияния, вполне возможно: одна Голгофа в снегу чего стоит! Отразив почти все архетипы Руси, показав храмы, войну и страдания,
автор в финале оставляет нас с иконами наедине и просит прислушаться к себе.

Доживем до понедельника

Фильмы.

Три дня школьной жизни так взбудоражили страну, что эта картина была названа советскими зрителями лучшей в 1969 году. Учитель истории Мельников устал. От фальши, от псевдоистин, от апатии взрослых. Он хочет что-то передать новому поколению, но не уверен, что у него что-то получится. Эта драма преисполнена вопросов: вечная полемика отцов и детей перенесена в школу, где парадоксально — все меньше ответов.

Начало

Фильмы.

Панфилов изначально хотел поставить исторический фильм о жизни и смерти Жанны д’Арк. Но съемки запретили, так что получилось «Начало», фильм с фильмом внутри. Чурикова создает собой гравитацию внутри экрана, ее Жанна — почти совершенство, и как другая сторона медали — актриса Паша: неуклюжая, забавная, прямолинейная. С разбитым сердцем и новой судьбой в кармане.

Июльский дождь

Главная веха нашего кино: ответ Годару и Антониони, наша «новая волна», кино одного дня и целой эпохи. Разрозненные кадры, пустоты и молчания, пресловутый дождь и напряжение внутри каждого кадра. Это было такое время, когда принципиальный, честный взгляд был необходим как воздух. Главной героине — тридцать, а впереди — развилка. Поет Визбор. Гудит телефонная трубка. Женщина смотрит в сторону и о чем-то думает.

Нежность

Фильмы.

Посылка из детства и юности наших родителей (для кого-то уже дедушек и бабушек). Три истории про совпадения, стремления и красоту. Возможно, там что-то наивно, смешно, по-детски, но такая чистота мысли и души! И само время можно ощутить кожей и сердцем.

Еще раз про любовь

Фильмы.

Культовая пьеса стала культовым же фильмом. Если не смотрели еще, обязательно погрузитесь и поймете, что Рената Литвинова ничего не придумывала, уже все это было: интонации на пределе, легкость, загадочность, манерность и невыносимая хрупкость женской души.

Три тополя на Плющихе

Фильмы.

Та же самая Татьяна Доронина, роковая красавица в предыдущем фильме, здесь играет сельскую женщину, у которой случилась встреча с таксистом, но она просто не знала, что с этой встречей делать. Момент, когда героиня возится с ключами в квартире — саспенс не хуже хичкоковского! А песня «Нежность» про «летал Экзюпери» для многих обрела жизнь
именно в ее исполнении.

Королева бензоколонки

Фильмы.

Люда мечтала о балете на льду, но влипла в работу на бензоколонке и завязла в ней по уши. Производственная комедия — жанр мощный, и звездой его была Надежда Румянцева, неунывающая кнопка и задира. Да, местами «Королева» полна китча, но при этом лента — репортаж из той страны, какой ее хотели видетьавторы: добрая, честная, открытая и веселая.

Крылья

Фильмы.

Еще один «неправильный» фильм: трагедия летчицы, которой неловко и серо жить в обыденности. Она не знает, как общаться с окружающими и родной дочерью — ее манит в небо, только там она на месте, только там ее жизнь и свобода. Одна из первых работ Ларисы Шепитько — удивительно честная, редкая даже для нашего кино связь не столько поколений, сколько времен.

Морозко

Фильмы.

Без сказки нельзя! Роу — наш главный сказочник, а «Морозко» — первая и главная из всех сказок. Настенька и ее суженый Иванушка, ленивая Марфушка и ее злобная мать, Баба-Яга (вечный Милляр) и сам Морозко с ледяным посохом — бесконечная радость для детей. Для нас, выросших детей!

Жил певчий дрозд

Фильмы.

Еще одна песня длиной в день: Гия, обаятельный и шустрый молодой человек, порхает из одного дома в другой, нигде не задерживаясь, всюду успевает и в итоге не находится нигде. Очень позитивный фильм, живой, яркий, смешной. Но внутри него тикают часы в лавке. И что бы это могло значить?

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Еще одна народная комедия,
приключения в пионерском лагере и детское озорство! Уже как анекдот
рассказывают то, что картину хотели «закрыть», потому что портрет бабушки похож
на Хрущева, а также слышались издевательства в адрес кукурузы, царицы полей. Но фильм посмотрел сам Никита Сергеевич и смеялся до слез. Так что разрешили
смеяться и остальным.

Женитьба Бальзаминова

Фильмы.

Пьесы Островского («Женитьба» — это смесь из нескольких) с таким залихватским щегольством перенесены на экран, что в любое время будут смотреться с восторгом: сваха, невесты и сам Бальзаминов, блестяще сыгранный Вициным — классика нетленная!

Вий

Фильмы.

А это — главный фильм ужасов советского времени: когда за границей шарахались от Дракулы и Нормана Бейтса, в нашей стране на экранах прыгала нечисть во главе с жуткой панночкой. И фраза «Позовите Вия!» была сигналом к тому, что пора закрыть глаза и смотреть на экран через щелочку.

 

www.ivi.ru