Немецкий философ Фридрих Ницше в одном из своих трудов написал:
«Чтобы на жизнь интересно было смотреть, нужно, чтобы игра её была хорошо сыграна, а для этого требуются хорошие актёры».
Представляем 15 фильмов, снятых под влиянием таких ницшеанских философских понятий, как сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение, начало дионисийское и аполлонийское, противопоставление морали рабов и морали господ.
15. Адвокат дьявола / Devil’s Advocate (1997)
Фильм получил смешанные отзывы, но имел крупный кассовый успех. Адвокат Кевин Ломакс не проиграл ни одного дела, хотя и защищал настоящих отморозков. Он получает предложение о сотрудничестве от юридической корпорации Джона Милтона и переезжает в Нью-Йорк вместе с молодой женой вопреки протестам собственной матери. Погрузившись в дела на новом рабочем месте, Кевин не замечает, что у супруги начинаются необъяснимые проблемы.
В фильме рассматривается понятие «свободы воли», «воли к власти» и эпическое противостояние между волей к власти и желанием наслаждаться (Дионис). Насущная проблема современности.
14. Гитлер: Восхождение дьявола / Hitler: The Rise of Evil (2003)
Двухсерийная биографическая кинолента о жизни Гитлера, начиная с ранних лет и до его прихода к власти. Авторы фильма постарались воссоздать исторические события глазами Адольфа и, несмотря на некоторые противоречия, основные моменты сюжета переданы с большой достоверностью.
Повествование начинается с детства будущего фюрера. Далее показано отсутствие переживаний после смерти отца, затем его попытки поступить в Академию изобразительных искусств в Вене, отказ с формулировкой «недостаток таланта». После смерти матери он переезжает в Вену, но не может найти работу и вскоре становится бездомным…
Реальная история жизни Гитлера – это чудовищное применение философской концепции «воля к власти». Парадокс в том, что при жизни Ницше его философские взгляды защищали левых, анархистов и сионистов. Но с началом Первой мировой войны, его идеи вдохновили правое крыло германского милитаризма; во время Второй мировой войны понятие «сверхчеловека» часто использовалось для описания арийской расы.
13. День сурка / Groundhog Day (1993)
«День сурка» можно рассмотреть как философское исследование на тему свободы выбора и связанных с ней трансформаций. Это фильм о достаточно эгоистичном, тщеславном и самовлюблённом телеобозревателе (в исполнении Билла Мюррея), который становится мудрым и добрым, оказавшись заложником петли времени. Опыт пространственно-временного континуума позволяет ему в течение одного дня обрести мудрость тысячи прожитых жизней.
Чудесное открытие фильма состоит в том, что реальность содержит идеальный подарок; каждое мгновение разворачивает свежее поле возможностей, чтобы пробудить в человеке его истинную природу, которая, по сути, сводится к любви и добру. «День сурка» – одна из самых красивых комедий, обогащающих разум, из всех когда-либо снятых.
12. Мандерлей / Manderlay (2005)
Это второй фильм в трилогии Ларса Фон Триера «США – страна возможностей». Действие развивается после событий, описанных в «Догвилле». Грейс с отцом и остальной бандой путешествуют по провинциальной Алабаме и оказываются в районе плантации Мандерлей. Спустя 70 лет после Гражданской войны здесь всё ещё процветает рабство.
Чтобы обеспечить свободу невольникам, Грейс остаётся в Мандерлее с головорезами отца. Белая девушка начинает готовить рабов к новой жизни, растолковывая им такие понятия, как свобода и демократия. Но ей это не под силу. В итоге возникает ещё больше проблем.
Как говорил Ницше, мораль хороша для масс, и лишь исключительным людям надлежит руководствоваться своими внутренними законами. Но это высказывание поднимает сложный вопрос: легко ли массам определить, кто среди них исключительные люди?
11. Сломанные цветы / Broken Flowers (2005)
От немолодого ловеласа Дона Джонстона уходит очередная подружка. Пытаясь утешиться, он смотрит старые фильмы и слушает музыку. Неожиданно герой получает анонимное письмо от бывшей любовницы, сообщающей, что 19 лет назад она родила от него сына, который ушёл из дома и ищет отца. Помешанный на детективах сосед помогает ему составить список женщин, которые могли прислать это письмо, и найти их текущее местожительство.
Дон пускается в разъезды, чтобы посетить пять женщин из своего прошлого. События совершенно разные, но героя ждёт «повторяющееся возвращение». Главную роль в этом трагикомедийном роуд-муви Джим Джармуш специально написал для Билла Мюррея.
10. Фонтан / The Fountain (2006)
Фильм-притча режиссёра Даррена Аронофски с множеством трактовок о современном учёном, отчаянно ищущем лекарство, которое должно спасти жизнь его жены, умирающей от прогрессирующей опухоли головного мозга. Здесь из различных временных периодов сплелись три сюжетные линии, которые объединяются в единое повествование о человеке, пытающемся спасти свою любовь.
«Фонтан» сфокусирован на понятии Ницше о вечном возвращении. Одно и то же событие продолжает повторяться бесконечное число раз в бесконечном пространстве. Томас, Том, Томми – все они действуют в разное время в разных местах, стремясь к одной и той же цели – к Древу жизни. Они боятся смерти и с таким усердием пытаются её одолеть, что забывают жить.
9. Верёвка / Rope (1948)
«Верёвка» – режиссёрский эксперимент Альфреда Хичкока, снятый по одноимённой пьесе Патрика Гамильтона. Два студента, Брэндон и Филлип, без видимых причин убивают своего однокурсника и прячут труп в сундуке. После совершения преступления они устраивают небольшую вечеринку, на которую приглашают подругу, отца и сестру жертвы, а также преподавателя по имени Руперт. Упомянутый сундук используют в качестве стола.
Позже Руперт с ужасом осознаёт, что предпосылкой к убийству стала его неосторожная речь об идеях Ницше, когда преподаватель рассказал ученикам о «сверхчеловеке», который создаёт новые ценности, возвышается над понятиями добра и зла.
8. Триумф воли / Triumph des Willens (1935)
Это документальный фильм о съезде НСДАП, прошедшем в Нюрнберге в 1934 году. Режиссировала ленту Лени Рифеншталь по заказу Гитлера. В работе задействовали техническую группу из 170 человек и 35 кинооператоров, которые отсняли 120 километров материала. Из них Лени смонтировала один из самых нашумевших пропагандистских фильмов в истории с речами Гитлера, Геббельса и других идеологов нацизма. Некоторые считают «Триумф воли» пропагандой национал-социализма, другие – уникальным историческим документом. Бесспорно лишь то, что это истинный шедевр документалистики. В Германии его публичный показ запрещён со времён крушения Третьего рейха.
7. Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
Это резонансное кино, снятое по одноимённому роману Чака Паланика, которое многие восприняли как дерзкую пощёчину потребительству. Фильм скорее осуждает материалистическое общество, в котором представлены обширные пустоты современного существования, охваченность поверхностными ценностями, необузданным потребительством, отсутствием смысла и ощущения собственной жизни. Это тревожный звонок для бесправного поколения, которому реклама диктует, на чём ездить, во что одеваться, что покупать, курить, пить и есть, чтобы быть крутым.
Философская идея, отчётливо проявившаяся в фильме, это понятие о «сверхчеловеке», человеке новом, который смело творит вне себя, пренебрегая моралью общества и доверяя лишь собственным взглядам и моральным ценностям.
6. Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)
Военная драма Френсиса Форда Копполы оказала огромное влияние ещё в конце 70-х годов, когда многие американцы не поддерживали бессмысленную войну во Вьетнаме.
«Мой фильм – это не кино, мой фильм не о Вьетнаме, это и есть Вьетнам. Это то, что происходило в действительности», – сказал режиссёр. Персонаж Марлона Брандо, полковник Курц – это всенародная боль, отображённого времени.
Рождение трагедии – философское понятие, которое постепенно расширяется и развивается на протяжении всего фильма. Зрителям предстоит стать свидетелями бездны человеческого страдания, чтобы понять своё предназначение и истинный смысл жизни. Всё это за 153 минуты, в сопровождении отличной музыки и великолепной актёрской игры.
5. Гражданин Кейн / Citizen Kane (1941)
Не одно десятилетие этот фильм признавали лучшим кинопроизведением всех времён и народов по мнению зрителей, киноведов, критиков и режиссёров. В создании «Гражданина Кейна» применились новаторские для своего времени приёмы в редактировании, структуре повествования и операторской работе.
Фильм начинается со смерти миллиардера Чарльза Фостера Кейна, который, умирая в своём огромном пустынном замке, произносит слово: «rosebud» («розовый бутон»). Корреспондент Томпсон получает задание выяснить, что означает это загадочное слово и почему Кейн произнёс его перед смертью. Журналисту придётся встретиться с людьми, знавшими миллиардера, и раскрыть подробности всей его жизни.
4. Догвилль / Dogville (2003)
«Догвилль» состоит из девяти глав и пролога. Это беспощадный фильм о человеческой безнравственности, чёрствости и жестокости. Режиссёр Ларс фон Триер не оставляет никаких надежд на перемены к лучшему. Это история о добропорядочных обитателях маленького городка, которые приютили беглянку Грейс, спасающуюся от гангстеров, а затем превратили её в рабыню.
Как сказал Ларс, смысл фильма в том, что «зло может возникнуть в любом месте, пока ситуация подходящая». Другими словами, смысл фильма базируется на философии Ницше, изложенной в трудах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали».
3. Жертвоприношение / Offret (1986)
Последняя режиссёрская работа Андрея Тарковского, выпущенная в год его смерти в Швеции. Главный персонаж этой мистической драмы – журналист Александр, бывший актёр и философ, который живёт со своей женой, дочерью и меленьким немым сыном, перенёсшим операцию на голосовых связках.
Сюжет разворачивается в день рождения Александра. За праздничным столом все узнают по радио о начале ядерной войны. Чтобы остановить катастрофу и спасти мир, главный герой обращается с мольбой к Богу, предлагая ему величайшее из жертвоприношений, и проводит ночь с ведьмой. Мир спасён. Но кого благодарить за чудо? Фильм открыт для личной зрительской интерпретации.
2. Наполеон / Napoleon (1927)
Французская эпическая кинолента Абеля Ганса раскрывает перед нами историю Наполеона с юных лет до вторжения в Италию. Для эпохи немого кино этот пятичасовой биографический фильм оказался весьма новаторским и одним из самых дорогостоящих в своё время. А сам Бонапарт – наиболее показательный персонаж, в котором проявляется ницшеанская воля к власти.
1. Туринская лошадь / A torinói ló (2011)
Это последний фильм, снятый живой легендой, мастером венгерского авторского кино, Белой Тарром, после чего режиссёр объявил, что уходит из кинематографа. Шедевральная чёрно-белая драма неспешно повествует о повседневной жизни лошади, её хозяина и его дочери.
Однако начинается фильм с истории о Фридрихе Ницше, произошедшей 3 января 1889 года. В тот день философ стал свидетелем жестокого происшествия: извозчик избивал лошадь. Ницше бросился к ней и обнял животное, после чего навсегда замолчал. В результате увиденного у него помутился рассудок, творческая жизнь на этом завершилась. Многие годы философ провёл в больнице для душевнобольных. Насколько правдива история про лошадь, не знает никто. Режиссёр назвал свой фильм историей анти-Творения.