Как правило, российские фильмы имеют успех только на родине, оставаясь малоизвестными или даже совсем невостребованными в международном прокате. Таким образом, и кассовые сборы в России куда существеннее, чем в зарубежных кинотеатрах. Но бывают исключения, когда отечественные ленты в других странах зарабатывают гораздо больше, чем дома. А еще и награды престижные получают. Особенно иностранные зрители и кинокритики жалуют работы кинорежиссера Андрея Звягинцева.
Мы выяснили, какие фильмы последних двух десятилетий высоко оценила зарубежная публика, сколько они заработали в мировом прокате и какие награды заслужили.
Русский ковчег (2002)
© Русский ковчег / The Hermitage Bridge Studio
Сборы в России: нет данных
В других странах: $ 6 млн
Картина рассказывает о двух путешественниках во времени, на глазах которых произойдут ключевые события жизни Зимнего дворца на протяжении почти трех веков.
Это игровой фильм, который режиссер Александр Сокуров снял в Зимнем дворце одним дублем без остановки камеры, потратив на это 1 час 27 минут. Мировая премьера состоялась в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, где, правда, кинолента не получила никаких призов. «Русский ковчег» не имел особого коммерческого успеха на родине, да и был показан всего в двух кинотеатрах, но как артхаусное кино имел успех в других странах.
Известные режиссеры положительно оценили работу Александра Сокурова. Стивен Спилберг назвал «Русский ковчег» одним из своих любимых фильмов. А Алехандро Гонсалес Иньярриту заявил: «Я обожаю „Русский ковчег“. Я едва ли не плакал в финале картины, настолько она прекрасна».
Кстати, кинолента Сокурова была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 2002 года.
Возвращение (2003)
Сборы в России: $ 0,5 млн
В других странах: $ 3,9 млн
Дебютная работа режиссера Андрея Звягинцева получила множество наград по всему миру. Среди них 5 призов Венецианского кинофестиваля 2003 года, в том числе главный приз — «Золотой лев». По окончании конкурсного показа картины в Каннах зрители 15 минут стоя аплодировали авторам фильма.
Драма рассказывает о жизни двух братьев-подростков, к которым после многолетней разлуки неожиданно возвращается их отец, а затем берет сыновей в поход. Последующие события перевернут жизнь каждого из них.
Ночной дозор (2004)
© Ночной дозор / Первый канал, © BAZELEVS
Сборы в России: $ 16,2 млн
В других странах: $ 33,9 млн
Картину Тимура Бекмамбетова называют первым российским блокбастером. Мировые сборы впечатляющие — почти $ 34 млн при бюджете $ 4,2 млн. И это не учитывая успеха в российском прокате. Фильм был выбран претендентом на премию «Оскар» от России, но номинирован не был.
Британский журнал Empire в 2010 году опубликовал список «100 лучших фильмов не на английском языке в истории кинематографа». И «Ночной дозор» занял в нем сотое место. Фэнтези Бекмамбетова также высоко оценил Квентин Тарантино, назвав ленту одной из своих любимых российских картин.
Монгол (2007)
Сборы в России: $ 6,5 млн
В других странах: $ 26,5 млн
Историческая драма Сергея Бодрова — старшего про правителя и полководца Тэмуджина, известного больше как Чингисхан, в целом получил положительные отзывы критиков. Он был номинирован на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Монгол» также получил несколько других наград.
Интересно, что самые большие кассовые сборы фильм получил во Франции ($ 2,4 млн), Австралии ($ 2 млн), Великобритании ($ 1,5 млн), Испании ($ 1,3 млн), Турции и Японии (по $1 млн).
Снежная королева (2012)
© Снежная королева / Wizart Animation, © BAZELEVS
Сборы в России: $ 7,6 млн
В других странах: $ 12 млн
Российский компьютерный 3D-мультфильм, созданный воронежской студией Wizart Animation, при бюджете в $ 7 млн в мире собрал хорошую кассу, а также получил в целом положительные отзывы. Кстати, первый показ состоялся на Берлинском международном кинофестивале. «Снежная королева» была одной из анимационных лент, выбранных для показа на Фестивале детских фильмов в Тромсё в мае 2013 года, организованном Норвегией. Также эта «Снежная королева» была показана на Международном кинофестивале для детей и молодежи Бастера в Копенгагене.
Отметим, что мировой прокат второй и третьей частей «Снежной королевы» также прошел успешно.
Сталинград (2013)
© Сталинград / Art Pictures Group, © Нон-стоп продакшн, © Россия-1
Сборы в России: $ 51,7 млн
В других странах: $ 68,1 млн
Военный боевик «Сталинград» получил как положительные, так и отрицательные отзывы. Его хвалили за потрясающие визуальные эффекты, звук, музыку и актерскую игру, но в то же время критиковали за режиссуру и мелодраматический сюжет. Тем не менее «Сталинград» стал самым кассовым отечественным фильмом постсоветского времени (и являлся таковым, пока через 4 года не вышла драма «Движение вверх»).
Кстати, только в Китае «Сталинград» заработал $ 11,5 млн.
Левиафан (2014)
© Левиафан / Нон-стоп продакшн
Сборы в России: $ 1,4 млн
В других странах: $ 4,4 млн
Еще одна социальная кинодрама Андрея Звягинцева, которую публика приняла благосклонно. Картина была показана в основной конкурсной программе 67-го Каннского кинофестиваля и затем была удостоена приза за лучший сценарий.
«Левиафан» впервые за всю историю современной России стал лауреатом премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Помимо этого, драма получила множество других наград, а также была номинирована на премию «Оскар» (в категории «Лучший фильм на иностранном языке») и ряд других премий.
Британский киножурнал Sight & Sound признал «Левиафан» одним из 10 лучших фильмов 2014 года. А в конце 2019 года американский журнал The Hollywood Reporter включил «Левиафан» в список лучших картин десятилетия, поставив его на 6-е место в этом рейтинге.
Он — дракон (2015)
Сборы в России: $ 1,8 млн
В других странах: $ 10,7 млн
Наибольшего успеха в международном прокате фэнтезийная мелодрама «Он — дракон» добилась в Китае. И это несмотря на то, что в эту страну картина сначала попала нелегально, через интернет. Официальный же показ в Поднебесной принес создателям $ 8,8 млн. И тем не менее фильм, продюсером которого выступил Тимур Бекмамбетов, все равно не окупил свой нескромный бюджет в $ 18 млн.
Напомним, кинолента рассказывает о драконе, в которого превращается мужчина по имени Арман, и княжне Мирославе, которую он похитил и унес на свой остров.
Хардкор (2016)
© Хардкор / BAZELEVS, © Huayi Brothers Pictures
Сборы в России: $ 2,7 млн
В других странах: $ 16,8 млн
Мировая премьера этого российско-американского фантастического боевика состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в программе «Полуночное безумие». Тогда он получил приз зрительских симпатий. В западной прессе «Хардкор» получил смешанные отзывы, хотя большинство критиков похвалило авторов фильма за оригинальность, энергичность и постановку боевых сцен.
Нелюбовь (2017)
© Нелюбовь / Нон-стоп продакшн
Сборы в России: $ 1,6 млн
В других странах: $ 3,9 млн
Последняя на данный момент работа режиссера Андрея Звягинцева впервые была показана на 70-м Каннском кинофестивале в основной конкурсной программе. Там же она получила Приз жюри. Драма, рассказывающая о семье, в которой супруги собираются развестись и не могут решить, с кем оставить сына, была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Помимо этого, картина стала лауреатом многих международных кинофестивалей, в том числе «Сезар» и «Золотой орел». Британский киножурнал Sight & Sound включил «Нелюбовь» в десятку лучших фильмов 2017 года. Также многие американские кинокритики дали свои положительные оценки и похвалили работу Звягинцева.
Движение вверх (2017)
© «Движение вверх» / «Студия „ТриТэ“» Никиты Михалкова
Сборы в России: $ 53,8 млн
В других странах: $ 13,2 млн
Эта спортивная драма основана на реальных событиях 1972 года. Тогда, на летних Олимпийских играх в Мюнхене, сборная СССР буквально на последних секундах вырвала победу, с минимальным разрывом одолев сборную США в финальном матче мужского баскетбольного турнира. Картина стала самой кассовой в истории современного российского кино.
Примечательно, что в мировом прокате фильм больше всего заработал в Китае (95 % от общих зарубежных сборов), став самым кассовым отечественным кинопродуктом в Поднебесной.
Невеста (2017)
© Невеста / ДЕСЯТЬ НОЛЬ ДЕВЯТЬ, © Focus Plus Cinema
Сборы в России: $ 3,1 млн
В других странах: $ 3,8 млн
Российский хоррор Святослава Подгаевского «Невеста» произвел неизгладимое впечатление на жителей Бразилии и Мексики, где совокупные сборы составили более $ 3,2 млн (больше, чем в самой России).
Напомним, фильм ужасов рассказывает о молодой паре, которая после свадьбы отправляется в старинную усадьбу к родственникам мужа, после чего те начинают себя странно вести.
Защитники (2017)
Сборы в России: $ 4,7 млн
В других странах: $ 7,1 млн
Фантастический фильм о супергероях из секретной организации «Патриот» получил на родине крайне низкие оценки как критиков, так и зрителей (рейтинг на сайте «КиноПоиска» — всего 2,9, 10-е место в списке 250 худших фильмов). Боевик режиссера Сарика Андреасяна даже не окупился в российском прокате, хотя и собрал в мировом в 1,5 раза больше, чем в России. Примечательно, что кассу «Защитникам» сделали китайцы, а также почему-то мексиканцы.
Смотрели ли вы эти фильмы? Какие вам понравились больше всего?