Уж сколько лет прошло с момента пришествия в кинематограф цвета, а черно-белое кино нет-нет, да и пробивается на экраны.
В этой подборке картины, которые смогут расшевелить даже самых испорченных цветами зрителей.
1. Огни большого города (1931) / City Lights
2. Касабланка (1942) / Casablanca
Еще одна величайшая любовная история, разворачивающаяся уже не на фоне Великой депрессии, а в декорациях начавшейся Второй мировой войны. В картину изначально не слишком верили даже сами создатели, но результаты превзошли все ожидания – фильм стал одним из самых цитируемых в истории кино.
Открытый честный тон «Касабланки» сделал фильм историей на все времена, даже сегодня картина смотрится на одном дыхании. Черно-белый строгий тон дополнительно подчеркивает отношения героев Хамфри Богарта и Ингрид Бергман, отсутствие цвета лишь усиливает искренность любви персонажей.
3. Третий человек (1949) / The Third Man
Выбрать из множества фильмов Орсона Уэлса такой, который стал бы эго визитной карточкой, совсем не просто. Кто-то укажет на «Гражданина Кейна», но мы свой выбор остановили бы на «Третьем человеке» – образчике нуара, жанра, захватившего Голливуд на долгие годы в середине прошлого века. Интересно, что страной происхождения триллера числится Великобритания, но за океаном фильм стал настолько популярным, что «Третьего» причислили к местной классике, а Американский киноинститут назвал ленту «одним из лучших американских детективов» в истории.
Ну да, американский детектив с местом действия Вена. В середине века «Оскары» художникам, операторам и дизайнерам вручались отдельно в категориях цветного и черно-белого кино. Так вот, свою единственную академическую статуэтку фильм «Третий человек» получил именно за работу оператора – съемки в темноте венских катакомб действительно феноменальны.
4. Римские каникулы (1953) / Roman Holiday
Кто не видел первую значительную роль в кино Одри Хепберн, тот, считайте, и жизни не нюхал. Мелодрама Уильяма Уайлера «Римские каникулы» могла выглядеть совсем иначе, ведь у руля должен был стоять Фрэнк Капра, а главные роли отводились Элизабет Тейлор и Кэри Гранту.
К счастью, ведущую пару актеров составили Грегори Пек и Хепберн, а зрители получили историю любви на все времена. Современная Золушка уже не разбирает горох и чечевицу, теперь она принцесса, которая теряется на улицах Рима, чтобы попасть в лапы к циничному фотографу.Это одна из самых солнечных романтических комедий в истории черно-белого кино!
5. В джазе только девушки (1959) / Some Like It Hot
Как же можно пройти мимо картины, на долгие годы ставшей образцом музыкальной комедии? Контракт Мэрилин Монро со студией Fox требовал, чтобы актриса снималась только в цветном кино, но постановщик Билли Уайлдер уже был настроен снимать в черно-белой гамме. Во-первых, Уайлдер недолюбливал цветные фильмы, во-вторых, целью постановщика было стилизовать картину под гангстерские фильмы 20-х годов, какой уж тут цвет.
Наконец, сделав цветные пробы переодетых и загримированных Джека Леммона и Тони Кертиса, вся съемочная группа пришла к выводу, что в цвете вся «маскировка» идет прахом. В результате мы имеем не просто прекрасный черно-белый фильм, «В джазе только девушки» стал той соломинкой, что переломила хребет верблюду цензурного кодекса Хейса, а заодно послужил первым ударом по старомодной, не отвечающей требованиям нового времени студийной системе.
6. Психо (1960) / Psycho
Сейчас имя Хичкока ассоциируется у зрителей с триллерами и даже хоррорами, но режиссер вовсе не был поклонником крови на экране. Собственно «Психо» стал черно-белым по двум простым причинам. Постановщику не хотелось, чтобы натуралистичная ярко-красная кровь отвлекала зрителя от психологической составляющей ужаса в доме Нормана Бейтса. Кроме того, экономящий буквально на всем в данном проекте, Хичкок на съемочной площадке вместо крови планировал использовать шоколадный сироп. Цветная пленка для такого не годится. Но у нас, знаете ли, и от черно-белой мурашки бегут.
7. ДокторСтрейнджлав, или как я научился не волноваться иполюбилбомбу (1964) / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
Фильм, хоть и был набором вымышленных сцен с участием выдуманных персонажей, произвел на зрителей незабываемое впечатление и многих поверг в шок, атомное противостояние между США и СССР в то время было как никогда возможно. Чего стоит хотя бы тот факт, что Рональд Рейган, став президентом Соединенных Штатов, потребовал, чтобы его провели в секретную военную комнату, где герои фильма принимают судьбоносные решения. Даром что это секретное помещение оказалось выдумкой Кубрика! Увы, за пятьдесят лет стрелки на циферблате истории сделали полный круг, и мир снова болен войной. Еще раз пересмотреть «Доктора Стрейнджлава» – не только возможность посмеяться, но и повод призадуматься. Опять.
8.Берегись автомобиля (1966)
Смоктуновский, Ефремов, Миронов, Папанов, Жженов, Евстигнеев, Банионис, Волчек и множество других любимых актеров. Сейчас о фильме с подобным кастом можно только мечтать. Путь картины на экран занял четыре долгих года, руководство Госкино не одобряло поступки Деточкина и опасалось, что зрители после просмотра фильма захотят стать такими же «робин гудами», как скромный страховой агент с толпой больных родственников по всей стране.
9. Ночь живых мертвецов (1968) / Night of the Living Dead
А вот вам еще один пример экономии, которая обернулась шедевром. Дебютная картина Джорджа Ромеро ему явно была не по карману, пришлось постановщику отказаться от цветной пленки, да и актеров набрать получилось только из числа артистов местных театров. Впрочем, нет худа без добра – нет цвета, нет и проблем с кровью и гримом. Кровь снова заменил шоколадный сироп, а в качестве грима на фильме применялся воск из похоронного бюро.
В совокупности с одеждой из ближайшего секонд-хенда шоколад и воск составили отличный набор зомби. Это сейчас ходячих мертвецов пруд пруди, то вирус какой нападет, то космическая напасть, а в 1968 году Ромеро в своей «Ночи живых мертвецов» впервые вывел на экраны настоящую армию зомбаков. Зачем нужен цвет, если зрители от ужаса прятались за спинки кресел кинотеатра? В 2005 году «Ночь» раскрасили. Фильм не испортили, а вот карму себе – вполне вероятно.
10. Список Шиндлера (1993) / Schindler’s List
Стивен Спилберг известен своим основательным подходом к режиссерским проектам, за какой фильм ни возьмись, про любой выяснится, что постановщик присматривался к нему пять, десять, а то и пятнадцать лет. У «Списка Шиндлера» судьба еще более протяженная – только Спилберг подступался к постановке 11 лет, а ведь до этого история спасенных Шиндлером евреев еще двадцать лет искала дорогу в Голливуд.
Тщательная подготовка необходима была для того, чтобы фильм получился таким, каким мы его знаем, и не иначе – самый дорогой черно-белый фильм, обладатель семи «Оскаров», шедевр, с которого началось творческое сотрудничество Спилберга с оператором Янушем Каминским. Строго говоря, фильм в справочниках числится одновременно и черно-белым, и цветным. Как такое может быть? Одна из сцен картины содержит черно-белые кадры с девочкой в красном пальто. Цвет в ленте появляется меньше чем на минуту.
11. Город грехов (2005) / Sin City
«Город грехов» Роберта Родригеса черно-белым и вовсе только прикидывается – кинокомикс Франка Миллера едва ни в каждом кадре добавляет в картинку небольшое цветовое пятно. Родригес завлек в свои черно-белые игры, снятые целиком на фоне хромакея, артистов, автора оригинального графического романа в качестве сосценариста и Квентина Тарантино, который поставил один из эпизодов фильма. Необыкновенная картинка, гипертрофированные сексуальность и насилие сделали свое дело – 150-миллионная прибыль, зрительская любовь и выходящий в ближайшие дни сиквел.
12. Артист (2011) / The Artist
Режиссер Мишель Хазанавичус долгое время грезил мечтой снять черно-белый немой фильм. Но кто из инвесторов рискнет вложить деньги в столь странное стремление? Чтобы доказать серьезность своих несерьезных намерений, Мишель снял несколько комедий, которые довольно успешно прокатились во всем мире.
Сейчас можно только представлять, как рвали на себе волосы те, кто не поверил в «Артиста» на этапе идеи, – черно-белая романтическая комедия о теряющей былую славу звезде немого кино сорвала настоящий куш: 5 «Оскаров» и 3 «Золотых глобуса». Больше того, фильм превратил в мировых звезд постановщика, актеров Жана Дюжардена и Беренис Бежо, а вместе с ними и пса Угги. Самое смешное, что из-за несоответствия киностандартам современной черно-белой пленки, фильм пришлось снимать в цвете, а затем конвертировать в монохром. Ох, режиссеры. Вечно они себе головную боль выдумывают.