10 психологических состояний, о которых вы никогда не слышали … даже, когда испытывали их

Все знают, что вы имеете в виду, когда говорите, что счастливы или грустны. Но как же те эмоциональные состояния, для которых у вас нет слов? Ниже представлены десять чувств, которые вы, возможно, испытали, но никогда не знали, как их объяснить.

1. Дисфория

Часто используемый термин при описании депрессии в психологических расстройствах. Дисфория — общее состояние печали, которая включает неугомонность, нехватку энергии, беспокойство и беспричинную раздраженность. Она — противоположность эйфории и отличается от типичной печали так, как часто включает своего рода нервозность и некоторый гнев. Вы, вероятно, испытали это состояние, спасаясь стимуляторами: шоколад, кофе. Или Вы, возможно, чувствовали его в ответ на тревожную ситуацию, чрезвычайную скуку или депрессию

2. Увлеченность

Профессор психологии В. Джеррод Парротт разделил человеческие эмоции в категории и подкатегории. Большинство эмоций, которые он выделяет, как радость и гнев, довольно распознаваемые и понятны. Но вот об одном из видов радости вы могли не услышать прежде — это увлеченность. В отличие от более веселых подкатегорий радости таких, как жизнерадостность, интерес и облегчение, увлеченность — состояние интенсивного восторга. Но это не то же самое, что любовь или страсть. Вы могли бы испытать его, когда бывали на потрясающих зрелищах — концерт, кино, взлетающая ракета — которые привлекают все ваше внимание и поднимают настроение к огромным высотам

3. Нормопатия

Психиатр Кристофер Боллас представил идею нормопатии, как термин, описывающий людей, которые чрезмерно сосредотачиваются на социальных нормах. При этом желание соответствовать и гармонировать со всеми принятыми нормами доходит до состояний навязчивостей. Человек — нормопат, часто нездорово зациклился на том, чтобы не отличаться от всех, и делать только то, что ожидает общество. Крайняя нормопатия может проявляться и отрывами от условной нормы. Это происходит когда нормопат под давлением окружающей компании (своего микрообщества) совершает опасные, жестокие или агрессивные поступки. Большинство людей испытали умеренную нормопатию в разных периодах жизни, особенно, когда нужно вписаться в новую социальную ситуацию, или скрывая поведения, которое, по их мнению, другие люди осудили бы.

4. Уничижение

Существует несколько вариантов определения уничижения, но французский философ Julia Kristeva, издала целую книгу о том, что значит испытывать уничижение. Она предполагает, что каждый человек проходит через период уничижения, будучи еще маленьким ребенком: когда мы впервые ощутили, что наше тело отдельно от тела наших родителей. Это чувство разделения вызывает чувство крайнего ужаса, которое мы несем в себе на протяжении всей жизни. Это чувство уничижения возобновляется, когда мы переживаем события, которые ставят под сомнение границы нашего самосознания. Часто уничижением является то, что вы чувствуете, когда вы стали свидетелем или испытали что-то очень ужасное. Классический пример — увидеть труп или открытые раны. Эти зрелища напоминают на каком-то уровне, что наше самосознание — это всего лишь кучка нервных клеток. Единственное, что отделяет вас от мертвого тела… почти ничего. Когда вы чувствуете на себе всю тяжесть этого положения, или сталкиваетесь с его реальностью в виде трупа, ваша тошнота — это и есть уничижение.

5. Сублимация

Если вы когда-либо изучали теорию Зигмунда Фрейда о сексе, вы, вероятно, слышали о сублимации. Фрейд считал, что человеческие эмоции как паровой двигатель, а сексуальное желание является паром. Если вы заблокируете выход пара на одном клапане, то под силой давления пар выйдет через другой клапан.

Сублимация это процесс перенаправления половых желаний от развратного секса до социально продуктивных и приемлемых занятий (как написание и перевод этой статьи, разработка компьютерных программ или приготовление шедевров кулинарии). Если Вы когда-либо прогоняли свою фрустрацию, построив, починив что-то, или получили странное интенсивное удовольствие от создания арт-проекта, вы — сублимировали.

6. Навязчивое повторение

Ах, Фрейд. Он дал нам для исследований очень много новых чувств и психологических состояний. Навязчивое повторение немного сложнее, чем известное определение Фрейда: «желание возвратиться к более раннему положению дел». На поверхности навязчивого повторения — что-то, что вы испытываете очень часто. Это — убеждение делать что-то снова и снова. Возможно, вы чувствуете себя вынужденными всегда заказать то же самое блюдо в вашем любимом ресторане, или всегда выбирать домой тот же самый маршрут, даже при том, что есть другие вкусные блюда, и другие легкие способы возвратиться домой. Возможно, ваши вынужденные повторения немного более зловещи: вы чувствуете необходимость встречаться с людьми, которые ни во что вас не ставят, много раз, даже при том, что вы знаете заранее, что это окажется ужасно (точно так же как прошлые десять раз).

 

Фрейд был очарован этой зловещей стороной навязчивого повторения и, в конце концов, он пришел к выводу, что причина нашего желания повторять напрямую связано с тем, что он назвал «влечения к смерти». В конечном итоге, рассуждал он, «ранее положение вещей» это состояние существовавшее прежде нашего рождения. С каждым повторением, мы действуем из нашего желания вернуться к первоначальной точке. Может быть, поэтому так много людей имеют желание повторить действия, которые являются разрушительными, или непродуктивными.

7. Репрессивная десублимация

Политик Герберт Маркюз был большим поклонником Фрейда и пережил социальные перевороты 1960-ых в США. Он хотел объяснить, как общество могло пройти периоды социального освобождения, такие как контркультуры и революции середины двадцатого века, и всё же остаться под (часто строгими) контролем правительства. Как в США прошли все те протесты 60-ых, но никогда при этом не свергалось правительство? Он пришел к выводу, что существует специфическое эмоциональное состояние, так называемая «репрессивная десублимация».

Помните, Фрейд сказал, что сублимация — это перенаправления сексуальной энергии во что-то несексуальное. Но Маркюз жил в том времени, когда люди в значительной степени направляли свою сексуальную и всю другую энергию именно в секс — это была сексуальная освободительная эра, когда правила свободная любовь. Люди были десублимированны. Маркюз предположил, что десублимация может фактически помочь укрепить репрессию. Это действует как клапан спасения для наших желаний так, чтобы мы не пытались освободиться от других социальных ограничений. Хороший пример репрессивной десублимации — интенсивное посещение вечеринок, которое имеет место в старших классах школы и университетах. Часто, молодые люди много выпивают, пробуют наркотики — в то же самое время прилежно учатся, ожидая в перспективе хорошую работу. Вместо того, чтобы подвергнуть сомнению, почему мы должны заплатить тонны денег, чтобы участвовать в непонятной зубрежке и получить низкооплачиваемые рабочие места, мы только повинуемся правилам и имеем сумасшедший пьяный секс каждые выходные. Репрессивная десублимация!

8. Апория

Вам знакомо чувство сумасшедшей пустоты, которая бывает, когда вы понимаете, что что-то во что вы верили всей душой — фактически неверно, иллюзия, обман? А затем чувствуешь себя еще более странно, когда понимаешь, что то, во что верили, могло бы быть и верным. Вы никогда не будете это действительно знать. Это — aпория. Термин с греческими корнями, но также любимый приверженцами постструктуралима (Жак Деррида и Гайятри Спивак). Современные теоретики любят идею апории, потому что она помогает описывать чувства людей в мире информационной перегрузки, где вы часто встречаете противоречащие сообщения, которые кажутся одинаково верными.

9. Комперсия

Мы углубились в довольно философские темы, поэтому теперь пора возвратиться к старому доброму интернету. Слово compersion было популяризировано людьми в социальных сетях с открытыми отношениями чтобы описать противоположность ощущения ревности, когда ваш партнер встречается или общается с кем-то еще. Хотя моногамный человек чувствовал бы себя ревнивым, видя, что партнер, например, целует другого человека, немоногамный же мог чувствовать compersion, то есть радость в наблюдении за действиями партнера, фактически счастливого с другим человеком. Но моногамные люди тоже могут чувствовать compersion, как чувство противоположное ревности. Например, если вы с другом участвуете в соревновании, и побеждает друг, вы рады за него — это комперсия (хотя вы можете чувствовать и немного ревности при этом).

10. Чувство группы

Некоторые психологи утверждают, что есть чувства, которые мы можем ощутить только будучи членами группы — их называют чувствами межгруппы и внутригруппы. Часто вы замечаете их, когда они находятся в противоречии с вашими личными отношениями. Например, много людей чувствуют гордость и вину за вещи, которые сделали их страны, даже если все произошло еще до их рождения. Хотя вы не боролись во время войны и поэтому не лично ответственны за то, что произошло, вы разделяете в чувствах гордость или вину всей группы. Чувства группы часто вызывают болезненные противоречия. У человека может быть чувство внутри группы, что гомосексуализм нравственно неправильный. Но у этого же человека могут лично быть гомосексуальные чувства. Чувство группы может только появиться через членство в группе и не является чем-то, что вы когда-либо имели бы самостоятельно. Но это не означает, что чувство группы менее сильное, чем личные чувства каждого человека в отдельности.

из lifeclub.info