Впрошедшем киносезоне пандемия не только подорвала привычный кинопрокат, но и продлила «оскаровский» сезон до весны. Таким образом, в зимние месяцы можно было посмотреть ни на что не претендующее развлекательное (и, как видно по нескольким фильмам ниже, очень пристойное) кино и картины любимых режиссеров, рассчитывающие как минимум на «оскаровские» номинации.
Этой зимой вышли новые фильмы Дэвида Финчера, Вуди Аллена, Кевина Макдональда, Корнеля Мундруцо и Стивена Содерберга. Эпидемия, конечно, спутала карты кинематографистам, но зрители в итоге только выиграли — многие картины вышли одновременно и в кинотеатрах, и на стриминговых сервисах, так что в смысле выбора, как смотреть кино, его стало даже больше.
«Аферистка»
Этот фильм решен как черная комедия, и, конечно, он бы получился гораздо хуже, если бы преступницу играла не Розамунд Пайк. Холодная жесткая блондинка, которая за секунду может принять вид нежной английской розы, Марла в исполнении Пайк — прямая наследница хитрых подруг гангстеров из голливудских криминальных драм 1930-х, блондинок Хичкока и Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта». Это машина без эмоций и угрызений совести — не зря она, не теряя ни одной драгоценной секунды, профессионально выбирается из тонущей в реке машины так, будто занимается этим каждую неделю.
«Девушка, подающая надежды»
Кэри Маллиган выстроила себе солидную фильмографию на романтическом образе, и даже если он по сюжету разрушался, это только подчеркивало высоту пьедестала героини. Тем интереснее наблюдать, с каким азартом Маллиган разрушает свой образ скромной принцессы в режиссерском дебюте англичанки Эмералд Феннелл. Главная героиня Кассандра мстит сокурсникам, которые семь лет назад воспользовались беспомощностью ее пьяной подруги Нины и ославили на весь колледж.
«Душа»
«Душа» в очередной раз доказывает особое место Pixar в мире современной мультипликации и вообще кино. Она так хорошо сделана, что предыдущие кинопризнания в любви к джазу, которые в наше время практически узурпированы на экране Дэмьеном Шазеллом, кажутся почти банальными.
«Дьявол в деталях»
«Дьявол в деталях» начинается как добротный триллер, чтобы закончиться настолько неожиданно, насколько это вообще возможно, когда перед вами фильм про двух копов и одного подозреваемого, то есть пространство сюжетного маневра ограничено. Такое противостояние требует очень хорошей игры, и Дензел Вашингтон, Рами Малек и Джаред Лето не подводят.
«Звук металла»
Риз Ахмед играет глохнущего ударника с бесстрашием профессионала, который пытается добраться до сути не только своего героя, но и места любого человека в мире, чьи цивилизационные наслоения отпадают, как только ты смотришь на них по-новому.
«Мавританец»
Начавшись как триллер о невиновности (или кто знает на самом деле?) главного героя, «Мавританец» вдруг оказывается полной экзистенциального бессилия историей о виновности системы и государства, позволившего страху и ксенофобии взять верх над законом.
«Манк»
«Манка» можно считать фильмом хоть и не уровня «Гражданина Кейна», о чьем авторе Германе Манкевиче рассказывает Дэвид Финчер, но как минимум лучшим из вышедших в прошлом году (премьера состоялась на Netflix, но фильм вышел и в американских кинотеатрах, чтобы иметь возможность бороться за «Оскар»). История Манкевича — успешного сценариста, который возненавидел Голливуд, принял социалистические идеи равенства, написал гениальный сценарий о влиятельном магнате и своем бывшем покровителе Уильяме Рэндольфе Херсте и получил «Оскар», чтобы умереть в 55 лет от алкоголизма, — идеальный материал для Киноакадемии и киноманов. Но «Манк» не просто фильм об одном американском гении-неудачнике, не «кино о кино», которое понравится только историкам, инсайдерам и больше никому.
«Пусть говорят»
Стивен Содерберг работает лаконично, понимая, что с такими актрисами, как Мерил Стрип, Дайан Уист и Кэндис Берген, лучшее, что можно сделать — это оставить их в покое и не мешать — многие диалоги и реплики здесь импровизированы. Это редчайший фильм, где можно увидеть, как Мерил Стрип играет всю роль в очках. Известно, что у актрисы очень плохое зрение, но она ненавидит линзы. Здесь же она благодаря Содербергу «видит» сцену очень хорошо и с благодарностью откликается на предложенную им помощь.
«Фестиваль Рифкина»
Кинофестивали всегда обожали Вуди Аллена, и он теперь отплатил им тем, что действие его последнего, 49-го (если считать полнометражные) фильма происходит во время фестиваля в Сан-Себастьяне. Картина напичкана иногда очень смешными цитатами-переделками из Бунюэля, Бергмана, Феллини и других выдающихся представителей классического европейского кино. «Фестивалем Рифкина» режиссер, уже признававшийся в любви Лондону, Парижу, Риму и Барселоне, теперь еще больше повышает туристическую привлекательность Сан-Себастьяна, который особенно хорош в объективе великого оператора Витторио Стораро, уже в четвертый раз работающего с Алленом.
«Фрагменты женщины»
Драма Корнеля Мундруцо построена как вырванные из обычной жизни сцены, происходящие раз в месяц, на протяжении полугода. Марта (Ванесса Кирби) теряет ребенка в октябре, суд над принимавшей роды акушеркой происходит в марте. Но за эти полгода в жизни Марты меняется все — на отношениях с мужем (вы знаете точно, что перед вами артхаус, если Шайа ЛаБаф полфильма ходит без трусов) и властной матерью Элизабет (Эллен Берстин) отражаются все стадии посттравматического шока героини. Горе, которое всегда проживается в одиночку, переставляет углы в этом треугольнике навсегда.