10. Фаренгейт 9/11 (2004) / Fahrenheit 9/11
Популярный американский режиссер-документалист Майкл Мур планировал, что его расследование о подноготной президента США Джорджа Буша-младшего и об Иракской войне будет профинансировано Мелом Гибсоном. Однако в последний момент гибсоновская студия Icon Productions от проекта отказалось, и ее место заняла компания Miramax во главе с Харви Вайнштейном. Боссы корпорации Walt Disney были против того, чтобы принадлежащая им студия вкладывалась в политическую документалистику, но Вайнштейну по условиям контракта между Miramax и Disney не нужно было согласие начальства, чтобы выделить Муру скромные 6 миллионов долларов. Когда фильм был снят, диснеевцы долго противились тому, чтобы Miramax его выпустила. В итоге Харви и его брат Боб выкупили картину, создали новую компанию и сами договорились о прокате. «Фаренгейт 9/11» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и стал самым успешным документальным фильмом в истории мирового проката. Он собрал более 220 миллионов долларов.
9. Мой парень — псих (2012) / Silver Linings Playbook
В 2012 году режиссер Дэвид О. Расселл выпустил свое самое теплое и душевное кино – романтическую трагикомедию о парне, который пытается встроиться в «нормальную» жизнь после нервного срыва и пребывания в психиатрической лечебнице. Проект был инициирован основателем студии The Weinstein Companу Харви Вайнштейном, который купил права на положенную в основу фильма книгу Мэттью Куика еще до того, как она появилась на прилавках. Картина стала кассовым хитом и принесла «Оскар» исполнительнице главной роли Дженнифер Лоуренс. Изначально предполагалось, что Лоуренс сыграет свою героиню в «готичном» макияже, но Вайнштейн решил, что это перебор, и в облике героини осталось лишь несколько «готичных» черточек.
8. Крик (1996) / Scream
В начале 1990-х казалось, что молодежные слэшеры себя исчерпали. Однако ироничный «Крик» сценариста Кевина Уильямсона и режиссера Уэса Крейвена придал жанру новое дыхание. Он напомнил, что слэшеры могут быть не только кровавыми, но и захватывающими, интригующими и умными. Картина была создана на базе студии Dimension Films, которая входила в состав компании Miramax. Ведущим продюсером проекта был Боб Вайнштейн, но и его брат Харви тоже принимал участие в переговорах и организации съемок. В конце работы над лентой Вайнштейны предложили называть ее «Крик». Тогда Крейвену и Уильямсону больше нравилось название «Очень страшное кино», под которым картина снималась, но позже они признали, что фильм выиграл от навязанного им переименования.
7. Догма (1999) / Dogma
Затрагивающие чувства верующих провокационные фильмы встречают сопротивление не только в России. Когда Кевин Смит снял остроумную религиозную комедию, переосмысляющую католическое христианство, компания Walt Disney отказалась прокатывать фильм, созданный на деньги принадлежащей ей студии Miramax. Тогда продюсировавшие «Догму» братья Харви и Боб Вайнштейн выкупили права на фильм за 12 миллионов долларов своих личных средств и организовали прокат через компанию Lions Gate Films. Лента неплохо прошла в прокате и стала культовым хитом. Она считается одним из высших достижений Смита.
6. Город грехов (2005) / Sin City
В то время как обычно экранизации комиксов далеко отходят от стиля исходного материала и ищут к нему собственный подход, постановщик Роберт Родригес экранизировал нуарный комикс «Город грехов» с максимальной близостью к визуальному решению оригинала. Он даже привлек создателя «Города» Фрэнка Миллера в качестве сорежиссера. В результате получилась не только захватывающая, но и чрезвычайно стильная лента, в дальнейшем вдохновившая несколько подражаний. Картина создавалась при участии студии Miramax и ее подразделения Dimension Films, которыми руководили братья Харви и Боб Вайнштейн. Лента стала прокатным хитом.
5. Умница Уилл Хантинг (1997) / Good Will Hunting
До того как Мэтт Деймон и Бен Аффлек стали большими звездами, они сами сочинили для себя сценарий о гениальном парне из бандитского района, который блестяще знает математику, но работает уборщиком, потому что даже не мечтает о «жизни в другом мире». Сценарий изначально купила студия Castle Rock, но она не смогла найти деньги для фильма с Деймоном и Аффлеком в ведущих ролях. Поэтому Castle Rock пришлось продать проект студии Miramax, которую Деймон и Аффлек устроили. Босс Miramax Харви Вайнштейн оказался единственным студийным начальником, который внимательно прочел сценарий и заметил неуместную эротическую сцену. Сценаристы вставили ее специально для того, чтобы выявить невнимательных читателей. «Умница» сорвал внушительный прокатный куш и принес «Оскары» сценаристам и Робину Уильямсу. Ныне это одна из любимых американских картин.
4. Джанго освобожденный (2012) / Django Unchained
Абсолютное большинство вестернов – это истории о белокожих персонажах. Квентин Тарантино, однако, снял свой эпический вестерн-боевик о чернокожем рабе, который становится охотником за головами и истребителем рабовладельцев. Хотя со времен отмены рабства в США прошло полторы сотни лет, фильм все равно вызвал бурное обсуждение в американском обществе. Картина создавалась при участии продюсерской студии The Weinstein Company, которую создали братья Харви и Боб Вайнштейн. Братья первыми прочли сценарий Тарантино, когда тот его завершил. Фильм стал кассовым хитом и удостоился двух «Оскаров», в номинациях «лучший оригинальный сценарий» и «лучший актер второго плана».
3. Банды Нью-Йорка (2002) / Gangs of New York
Голливудское кино часто рассказывает о современной и недавней нью-йоркской преступности, а вот эпическое полотно о нью-йоркских бандитах XIX века всего одно. Режиссер Мартин Скорсезе носился с идеей такого кино с начала 1970-х, но лишь в 1999 году смог заинтересовать проектом ведущего продюсера. Им был Харви Вайнштейн из Miramax. Продюсер выделил режиссеру 100 миллионов долларов, и Скорсезе смог снять ленту с тем размахом, о котором мечтал три десятилетия. «Банды Нью-Йорка» удостоились десяти номинаций на «Оскар» и напомнили публике об актерском мастерстве Дэниела Дэй-Льюиса, который пять лет до премьеры фильма не появлялся на экране.
2. Убить Билла. Фильм 1-2 (2003-2004) / Kill Bill: Vol. 1-2
Самая амбициозная и грандиозная картина Квентина Тарантино создавалась на деньги студии Miramax, с которой у постановщика к тому времени были тесно налаженные отношения. Фильм снимался как единое, более чем трехчасовое полотно, и именно Харви Вайнштейн, не любящий выпускать чрезмерно длинные ленты, предложил Тарантино не сокращать «Убить Билла» до приемлемого хронометража, а разделить кино на две серии. Благодаря этому в фильме остались фрагменты вроде аниме-вставки, которые в противном случае почти наверняка были бы вырезаны. Лента удостоилась трех премий MTV и пылкой любви поклонников боевиков.
1. Криминальное чтиво (1994) / Pulp Fiction
Режиссерский дебют Квентина Тарантино «Бешеные псы» пользовался успехом, но пристроить вторую ленту Тарантино было непросто. Студия Columbia TriStar, например, сперва заинтересовалась «Криминальным чтивом», а затем нашла его «слишком безумным». К счастью для Тарантино, студия Miramax как раз тогда вошла в корпорацию Disney и получила от нее финансирование. Глава студии Харви Вайнштейн влюбился в «Криминальное чтиво» с первого взгляда, и фильм Тарантино стал первой картиной, которую Miramax полностью профинансировала. В дальнейшем лента получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, удостоилась сценарного «Оскара» и стала одним из главных событий 1990-х в мире независимого кино.