10 фильмов, оказавшихся лучше, чем от них ожидалось

Просмотр кино в последние годы все чаще приносит разочарование, все больше людей после сеанса делятся негативными впечатлениями и выражают недовольство тем, что ремейк или сиквел оказался много хуже оригинального фильма, новые идеи не стоят того, чтобы переносить их на экраны, а классика получает столь слабое воплощение, что писателям остается только бессильно желать недалеким «киношникам» поскорее оказаться на «том свете», чтобы лично выяснить с ними отношения. Но правил не бывает без исключений, а потому наравне с фильмами, испытывающими наше терпение, есть и такие, чье высокое качество или необычная энергетика оказываются сюрпризом для зрителей. Неожиданные успехи редки, но тем они ценнее – мы вспомнили несколько фильмов последних лет, которые оказались лучше, чем предполагали даже самые смелые любители кино.

Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины (2003) / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl

боевик / приключения / фэнтези

Режиссер: Гор Вербински
В ролях: Джонни Депп, Джеффри Раш, Орландо Блум, Кира Найтли, Джек Дэвенпорт

157

Сегодня пятерка картин о капитане Джеке Воробье является одной из самых успешных кинофраншиз, собравшей в мировом прокате 4,5 миллиарда долларов и сделавшей Джонни Деппа богатейшим из актеров. Но в момент объявления о начале съемок пиратского аттракциона скептиков у картины было в разы больше, чем благожелателей, – делать кино из набора каруселей, да еще и на фоне упадка эпического пиратского кино как жанра многим казалось плохой затеей. Режиссер Гор Вербински никогда раньше не работал с такими бюджетами, Депп до того дня чаще отмечался в скромном независимом кино, а компанию ему составили Эльф из Средиземья и девчонка-футболистка – есть от чего прийти в уныние. Но талант победил. «Проклятие “Черной жемчужины”» свежим морским бризом окатило кинотеатры, а пиастры, абордажи и фрегаты привлекли больше зрителей в кинотеатры, чем многие конкуренты, не воспринимавшие «Пиратов» соперниками в сезон блокбастеров.

Заложница (2008) / Taken

боевик / триллер

Режиссер: Пьер Морель
В ролях: Лиам Нисон, Мэгги Грэйс, Лиленд Орсер, Джон Грайз, Дэвид Уоршофски

158

До выхода на экраны «Заложницы» Пьера Мореля было принято считать, что актерам за 60 не место на больших экранах в главных ролях – даже самым ярким звездам боевиков прошлого в столь преклонном возрасте приходилось довольствоваться скромными постановками, отправлявшимися прямиком на видео и в кабельные сети. Но «Заложница» изменила правила игры неожиданной популярностью среди зрителей нескольких поколений, а Лиам Нисон не просто обрел второе дыхание, он стал законодателем мод и флагманом для более молодых коллег. Хотя ожидать подобного успеха было не с чего – шаблонный сценарий, предсказуемая экранная суетливость, преследующая всех «птенцов гнезда бессонова», топорные диалоги, – однако все это расцвело необыкновенными красками с Нисоном на переднем плане. Тот счастливый случай, когда талантливый актер своей харизмой и драматическими приемами расцвечивает даже невзрачное кино. Первая «Заложница» вышла в прокат отнюдь не в сезон блокбастеров, но в 2008 году картину многие записали в пятерку или даже тройку лучших картин.

Люди Икс: Первый класс (2011) / X-Men: First Class

боевик / приключения / фантастика

Режиссер: Мэттью Вон
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Кевин Бейкон, Роуз Бирн, Дженнифер Лоуренс

159

В конце 2010-х «мутантская» франшиза Fox переживала непростые времена – «Люди Икс: Последняя битва» не дотягивала до уровня первых двух картин серии, а ориджин Росомахи не произвел должного впечатления даже на фанатов комикса. Тем не менее студия решила пойти ва-банк и сбросить линейку картин о противостоянии Профессора Икс и Магнито к «заводским настройкам». Многие решили, что это жест отчаяния, и оснований для пессимизма было более чем достаточно: режиссер Мэттью Вон был назначен рулевым всего за 14 месяцев до намеченной сильно заранее даты премьеры, кроме того, постановщик взялся переписывать уже готовый сценарий, что отодвинуло начало съемок еще на пять месяцев! Съемки завершились лишь за полтора месяца до первого показа в кинотеатре, что для 140-миллионного блокбастера немыслимо! Каково же было удивление зрителей, когда «Первый класс» оказался едва ли не лучшим фильмом в истории франшизы с мотивированными персонажами, колоритными актерскими работами и крепким драматическим сюжетом – киносериал стоял на краю пропасти, но сумел спастись.

Восстание планеты обезьян (2011) / Rise of the Planet of the Apes

боевик / драма / триллер / фантастика

Режиссер: Руперт Уайатт
В ролях: Джеймс Франко, Фрида Пинто, Джон Литгоу, Брайан Кокс, Энди Серкис

160

Переосмысление классической франшизы о планете обезьян, предпринятое Тимом Бертоном в 2001 году, получилось хоть и красочное, но далеко не столь впечатляющее, как оригинальное кино 1968 года. Неудача больно ударила по студии и постановщику, а потому возвращение к героям с новой перезагрузкой спустя всего 10 лет многим показалось воплем о помощи. Однако трилогия, начатая Рупертом Уайаттом, оказалась едва ли не лучшей франшизой десятилетия. Авторы не постеснялись пойти путем Бэтмена, историю происхождения которого нам рассказывают в каждой картине, и вернулись к истокам, чтобы все разложить по полочкам. Стильный и умный блокбастер, вернувший столь полюбившийся зрителю по оригинальным лентам социально-политический подтекст, сумел удивить и спецэффектами, Цезаря в исполнении Энди Серкиса на сегодняшний день можно смело назвать лучшим CGI-персонажем в истории кино. В фильме есть мораль, есть экшен и есть драма. А ведь казалось, что обезьянки всего лишь покривляются в кадре и исчезнут еще на десяток лет.

Война миров Z (2013) / World War Z

боевик / приключения / триллер / ужасы / фантастика

Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Брэд Питт, Мирей Инос, Даниэлла Кертес, Джеймс Бэдж Дэйл, Луди Бекен

161

«Война миров Z» Марка Форстера еще до своего выхода на экраны получила столько ножей в спину, что удивительно, как фильм вообще добрался до зрителя. Налет венгерской полиции и изъятие огромной партии оружия (бутафорского и вполне себе действующего) был лишь скромной деталью, подводящей черту неудачам, а ведь перед этим уже во время съемок создатели ленты разочаровались в сценарии и с нуля придумали и сняли весь третий акт (из-за этого из финального варианта ленты исчезла эпическая битва с зомби на Красной площади в Москве и были вырезаны все эпизоды с участием Константина Хабенского). Переделки отняли у съемочной группы все силы, «сожрали» 65 миллионов долларов и существенно изменили график работ – за несколько недель до премьеры у создателей не были готовы спецэффекты в наиболее значимых сценах, а сюжет не клеился. Результат, впрочем, оказался вполне достойным – склейки «придумок» и оригинальных линий романа заметны, но несущественны, Брэд Питт не подкачал, а картина, с самого начала не претендовавшая на что-то большее, чем «попкорновое муви», предоставила зрителю возможность с удовольствием провести у экрана два часа свободного времени.

Грань будущего (2014) / Edge of Tomorrow

боевик / приключения / фантастика

Режиссер: Даг Лайман
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Брендан Глисон, Билл Пэкстон, Йонас Армстронг

162
Написание сценария фантастического боевика «Грань будущего» было сплошным кошмаром. Оригинальную идею Данте Харпера переписал Джоби Гарольд, но одновременно с этим свою версию студии предложили Алекс Куртцман и Роберто Орси. Режиссер Даг Лайман забраковал оба варианта и нанял Джеза и Джона-Генри Баттеруорт писать историю с нуля, подключив к работе Саймона Кинберга и Кристофера МакУорри. На площадке было не проще – ходят слухи, что результаты работы нескольких первых съемочных дней постановщик просто отправил в корзину и настоял на полной пересъемке длительной последовательности сражения на песчаном пляже, двухнедельный график раздулся до трех месяцев съемки двумя командами семь дней в неделю. Не особенно помогала прокату и рекламная кампания – ролики и название фильма делали акцент на научной фантастике, а не на уникальном сплаве «Дня сурка» и «Звездного десанта». Как результат, крайне слабый старт в американском прокате, всего 28 миллионов долларов в первые выходные. К счастью, поклонников у Тома Круза по всему миру оказалось достаточно, чтобы лента окупилась и получила сиквел, а уж как пример умной и зрелищной фантастики картина вошла в число лучших фильмов жанра последних десяти лет.

Лего. Фильм (2014) / The Lego Movie

анимация / боевик / комедия / приключения / семейный / фэнтези

Режиссеры: Фил Лорд, Кристофер Миллер
В ролях: Крис Пратт, Уилл Феррелл, Элизабет Бэнкс, Уилл Арнетт, Морган Фриман

163

Перенос на экраны сюжетов видеоигр, обращение к «настолкам» и прочие попытки сделать кино из смайликов, эмоджи или игровых наборов – сомнительное творчество, что-то хорошее из этого получается редко, почти никогда. Вот и выпуск фильма о конструкторе Лего сначала казался рекламной акцией, циничной попыткой привлечь привыкших к гаджетам и видеоиграм детей к классическим разноцветным кирпичикам из пластика. Но – о чудо! – фильм про пластмассовые фигурки попал в хорошие руки и из катастрофы превратился в семейный кинохит, который смотрели не хуже хитов Pixar или DreamWorks, а уж как распевали песню «Все у нас прекрасно!» – любая звезда MTV позавидует! Секрет успеха – качественная масштабная анимация, лихо закрученный сюжет, множество симпатичных героев, музыка и россыпь гэгов, сочетающих визуальные и вербальные шутки. Больше того, лента «Лего. Фильм» не только запустила франшизу о пластиковых похождениях, но и послужила трамплином для постановщиков Фила Лорда и Криса Миллера. Ждем их новых работ.

Крид: Наследие Рокки (2015) / Creed

драма / спорт

Режиссер: Райан Куглер
В ролях: Майкл Б. Джордан, Сильвестр Сталлоне, Тесса Томпсон, Филишиа Рашад, Андре Уорд

134

Одна из самых популярных и успешных голливудских франшиз, «Рокки» в прошлом веке прошла путь большинства «многосерийных» историй: крепкий первый фильм, вымученное продолжение и падение в бездну безвкусицы, китча и откровенной глупости с последующими лентами. Рокки Бальбоа покинул ринг в 1990-х, и большая часть зрителей о нем забыла, но не Сильвестр Сталлоне. Сперва Слай добился постановки сольного камбэка, который запомнился в первую очередь нелепым сюжетом, а затем дал дорогу молодым через спин-офф «Крид» о сыне своего знаменитого соперника и друга. Ожидать от «Наследия Рокки» чего-то великого или хотя бы впечатляющего могли только завзятые поклонник бокса, но на деле оказалось, что порох в пороховницах не отсырел – с драмой у Сталлоне все неплохо, особенно если он не старается перетягивать одеяло на себя. В «Криде» герой боевиков выступил актером второго плана, за что немедленно был отмечен критиками, но в большей степени зрителей удивил крепкий тандем режиссера Райана Куглера и молодого актера Майкла Б. Джордана. Грамотный подход к избитой теме и отработанному жанру сделал «Крида» одной из лучших спортивных драм 2000-х.

Джон Уик (2014) / John Wick

боевик / триллер

Режиссеры: Чэд Стахелски, Дэвид Лейтч
В ролях: Киану Ривз, Микаэль Нюквист, Элфи Оуэн-Аллен, Уиллем Дефо, Дин Уинтерс

164

Молодой Киану Ривз причастен к трем важнейшим боевикам 1990-х, каждый из которых задал жанровые каноны на многие годы вперед, – это, конечно, «На гребне волны», «Скорость» и «Матрица». Однако однолюбом Ривза не назовешь, несмотря на критику его актерских талантов, Киану с удовольствием снимается в комедиях, романтических лентах и даже драмах. И вот вдруг, заметно прибавив в возрасте, актер возвращается к экшен-жанру, причем заново раскрывается в картине, заведомо ни на что серьезное не претендующей. «Джон Уик» изначально снимался как «бэшка»: плохие парни убивают собаку бывшего плохого парня, бывший плохой парень убивает плохих парней, занавес. Ну куда с таким сюжетом? А между тем из «Уика» получился один из лучших боевиков поколения – авторам мелкими штрихами и незаметными намеками удалось создать вокруг ассасина в отставке целый мир, полный тайн, загадок, злодеев и секретных служб. Добавьте к этому постановку перестрелок, феноменально красивых, хоть и далеких от реальности, и вам захочется, чтобы у картины скорее появилось второе продолжение.

Прочь (2017) / Get Out

детектив / ужасы

Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Кэлууя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Калеб Лэндри Джонс

165

Итоги года 2017 подводить еще рано, но уже сегодня можно сказать, что весной зрители получили возможность посмотреть один из наиболее неожиданных хорроров последних лет. Поверить в «Прочь» было сложно, ведь его автор Джордан Пил гораздо больше известен телевизионными комедийными скетчами разной степени успешности. А тут полнометражное кино, режиссерский дебют, да еще и в жанре фильма ужасов! На этапе промо сомнений у зрителей было достаточно, и обращение авторов фильма к расовой тематике лишь сгущало краски, однако легкость, с которой Пил одолел все ловушки и препоны, юмор, который придал картине определенный привкус, и напряженная атмосфера, созданная в лучших традициях хорроров, не оставили сомнений – лента получилась достойная, разносторонняя и неожиданно качественная. Настолько качественная, что не исключено появление кого-то из актеров или авторов «Прочь» в числе номинантов на «Оскар». Ленту же уже можно считать классикой – зрители в восторге, критики в экстазе, а студия снимает сливки: при бюджете в 4,5 миллиона долларов фильм заработал в мире четверть миллиарда!

из Film.ru